суббота, 31 января 2015 г.

Письмо II. Русский мир

31-го января 2014 года на одном из украинских телеканалов выступал бывший советник президента России Андрей Илларионов. В это время в Киеве стоял Майдан, зек сидел в кресле президента Украины, а в Сочи шла подготовка к зимним Олимпийским играм, которые должны были начаться через несколько дней. Илларионов заявил, что в России уже никто не скрывает решения вмешаться в украинские события, а как раз через две-три недели откроется окно возможностей для такого вмешательства. Главное для российских стратегов было дождаться начала Олимпийских игр, а когда гости разъедутся, можно начинать авантюру. Ждать дольше считалось невозможным из-за вероятного выхода из кризиса и укрепления Украины, а также возможного усиления внимания Запада к происходящему. Далее Илларионов сообщил зрителям о четырех сценариях относительно Украины, разработанных в кремле.
Первый – захват всей Украины с помощью подконтрольного лидера, вместо зека, которому Россия перестала доверять. Однако, такой сценарий в тот момент был уже маловероятен.
Второй – захват южных и восточных областей Украины. Позже путин назовет эти области «новороссией». Это был основной вариант, по мнению Илларионова.
В случае неудачи предполагалось перейти к третьему варианту – захвату отдельных областей юго-востока Украины.
Наконец, четвертый вариант сводился к захвату Крыма, или хотя бы Севастополя.
Кроме того Илларионов заявил, что подобные сценарии в отношении Украины в кремле разрабатывались уже много лет, как минимум 8 – 10, говорил он. Это выступление Илларионова казалось бредом, или провокацией, но учитывая авторитет выступавшего, а также его глубокое знание кремлевской «кухни», сказанное меня насторожило. Я связался со своим товарищем, давно живущим в России, и рассказал ему о предостережении Илларионова. Товарищ серьезно отнесся к моему сообщению и согласился с тем, что это очень похоже на правду. Он слышал тогдашнюю российскую пропаганду по украинскому вопросу и сделал вывод, что до конца Олимпиады авантюра не начнется. Он предположил, что в случае победы Майдана до конца Олимпиады, путин не решится вводить войска. К сожалению, мой товарищ ошибся… В ночь на 27-е февраля война началась.
Теперь, когда агрессия России стала ужасной реальностью, мне понятны многие события последнего времени. Очевидно, что Россия никогда серьезно не относилась к независимости Украины, и готова на любые действия по возвращению ее в лоно империи. Недавно первый президент Украины Леонид Кравчук рассказал, что в самом начале девяностых Ельцин спросил у него: «Вы (Украина) действительно хотите уйти в Европу? Так знайте, Россия никогда вам этого не позволит. Никогда!» и строго погрозил Кравчуку пальцем, как учитель нерадивому ученику.
Распад Советского Союза по-разному восприняли в России и Украине. Ельцину Беловежские соглашения помогли в борьбе за власть с тогдашним президентом СССР Горбачевым. Он просто упразднил должность Горбачева вместе с Советским Союзом, став легитимным и ни от кого не зависящим президентом. А независимость Украины, как и других союзных республик, Ельцин рассматривал как временное явление. Вот почему и погрозил пальцем Кравчуку. Так же считал и русский народ. Русские не понимали смысла независимости Украины. Подсмеивались над «незалежностью», намеренно коверкая это слово, и ждали, когда неразумные хохлы вернутся в стойло.
Украинцы серьезно отнеслись к независимости – 90% проголосовали за нее на референдуме. Потом бывало всякое. Кто жалел о Союзе, кто понимал, что возврата не будет и нужно строить свою страну. Наши страны все дальше расходились и разошлись настолько, что Россия напала на Украину, уверенная в своем мессианстве, а украинские воины отдают свои жизни ради обретенной независимости. Мы оказались очень разными и перестали понимать друг друга. А, может быть, никогда и не понимали… Оказалось, что у нас очень разные взгляды и очень разная ментальность. Но сложились такие различия не сегодня. У них давняя история.
Когда 1200 лет назад из протогосударств славянских племен, разбросанных от Черного моря до Новгорода, благодаря торговому предприятию «Из варяг в греки» начало складываться единое государство, названное впоследствии Киевская Русь, никакой России не существовало. А существовали киевские князья, имевшие традицию раздавать своим детям в наследство княжества. Но детей у киевских князей, как правило, было много и княжеств на всех не хватало. Поэтому младшие княжичи и княжеские бастарды, прихватив с собой дружину, отправлялись, куда глаза глядят, чтобы захватить себе вожделенные вотчины. Вскоре они набрели на мирные поселения финских народов весь, мурома, мещера и других и подчинили их себе. Так задолго до великих географических открытий у Руси появились первые в средневековой Европе колонии. Завоеватели вели себя в покоренной стране примерно так же, как и их западноевропейские последователи в Америке и Африке. То, что не позволялось на родине, а именно, жестокое отношение к простому народу, его закрепощение и превращение в бесправных рабов, вполне допускалось в колониях. Рабства не было в Англии, Португалии и Испании, зато процветало в их американских колониях. Рабства не было и в Киеве, но в новой Суздальской земле оно не только возникло, а обеспечивало бесперебойную поставку рабов на тогдашние невольничьи рынки. Невозможно объяснить рабство на своей земле, а вот закабалить чужих средневековая мораль не запрещала. Постепенно завоеватели смешались с местным населением, благодаря отсутствию расовых отличий, но сословное неравенство закрепили навсегда: знати позволено все, а народ должен быть покорным. Эта традиция прослеживается и в современной России…
К средине XII века княжества Суздальской земли стали независимыми от Киева. А в 1169-м году князь Андрей Боголюбский сжег Киев. Российский историк Василий Ключевский говорил, что именно Андрея Боголюбского можно считать первым русским самодержцем, в лице которого на историческую сцену впервые выступал великоросс. Но это было далеко не так – этногенез русского народа еще не закончился…
А потом татаро-монгольское нашествие опустошило Русь. Киев был сожжен и возродился не скоро. На юго-западе укрепилось Галицко-волынское княжество, продолжавшее киевскую традицию, на севере за лесами спрятался Новгород. В полную зависимость от Золотой Орды попала Суздальская земля. В судьбе последней решающую роль сыграл князь Александр, впоследствии почему-то названный Невским. Следует отметить, что битву на Неве не зафиксировала ни одна тогдашняя летопись, а князь Александр в год, когда она будто бы состоялась, пребывал в ставке хана в качестве заложника, а кроме того, был слишком молод. Но свое неучастие в двух приписываемых ему битвах (вторая – битва на Чудском озере) Александр с лихвой компенсировал в Орде. Там ему удалось стать названым братом (по-монгольски андой) сына Батыя Сартака. Побратимами по монгольской традиции могли стать подростки-ровесники до 16-ти лет, а Сартак родился не ранее 1228-го года, что примерно определяет дату рождения Александра, его ровесника. На столь «позднее» рождение Сартака косвенно указывает и дата рождения его отца Батыя в 1209-м году. Именно поэтому князь Александр не мог принимать участия в битве, будто бы состоявшейся в 1240-м году. Ну да Бог с ними с битвами… Ведь анда у монголов ближе чем родственник. Именно родственником считали монгольские ханы Александра и его потомков. С тех пор все они запросто получали ярлыки на княжение и все последующее собирание земель московскими князьями (именно в Москве княжили потомки Александра) является по современным понятиям непотизмом, или, проще говоря, кумовством. Но в те годы это воспринималось иначе. Ведь такое родство позволило обеспечить сотрудничество Орды с Московией (двухсотлетнее иго, закрепившееся в истории – неправда). А впоследствии после распада Орды Московия практически стала независимым государством. Почему практически? Главным наследником Орды стали крымские ханы и Московии, как бывшему улусу, пришлось еще долгие годы платить дань Крымскому Ханству. Прекратились эти выплаты только в 1700-м году.
Так возникла и укрепилась Московия. Это и не плохо и не хорошо. Такова история, которую нам, как известно, не переделать. Но так думали не все. Сделавшись российской императрицей, Екатерина вторая решила переделать российскую историю. Ей, видите ли, не нравился факт происхождения ее государства от Золотой Орды. И историю переписали… Но это было позже, а пока Московия выжила и укрепилась благодаря детской дружбе Александра и Сартака. И впитала в себя все традиции восточного абсолютизма, свойственного Орде. Ордынский абсолютизм характерен и для современной России. За время сотрудничества с Ордой, в Московию перебралось много татар. Многие из них пополнили московскую знать. Вот откуда все эти Тургеневы, Аксаковы, Баскаковы среди русских фамилий. Так к финно-угорской составляющей формирующегося русского народа добавилась тюркская. Незначительная славянская составляющая пополнилась в последующих завоеваниях…
Завоевание славянских земель началось с Новгорода. Захват начали с юго-западных районов республики, но новгородцам до поры до времени удавалось отстоять свою землю. Все же Москва продолжала попытки и в 1478-м году сумела захватить Новгород. В городе произошла ужасная резня. Большинство знатных людей были уничтожены, прочие переселены в Московию. Во главе этого предприятия стоял московский князь Иван ІІІ. Новгород окончательно присоединили к Москве, но свободолюбивые жители уничтоженной республики не хотели терять свою свободу. В 1570-м году опричники Ивана Грозного вновь напали на город, который входил в состав московского государства, и убили большое количество местных жителей (ничего не напоминает?). Дальнейшее продвижение Московии в юго-западном направлении и присоединение славянских земель хорошо было описано в советской истории. Не буду повторяться…
На этом, в основном, закончился этногенез русского народа. Впитав в себя большое количество славянской крови, великороссы теперь незначительно отличаются от соседних славянских народов. Это подтвердили и генетические исследования неизменных частей генетического кода, передающихся от матери к дочери (и от отца к сыну). В южной части ареала своего проживания (не учитывая существенных переселений последних веков) русские относятся к тем же генетическим группам, что и украинцы и белорусы. И только в северной части ареала существенно добавление генетической группы, называемой финской.
Следует отметить, что при княжении Ивана ІІІ, произошло нелегитимное отделение Московской метрополии от Киевской метрополии Константинопольского патриархата (1448 г.). Порвав связь с другими православными церквями, московская церковь 141 год пребывала в схизме (расколе), все больше становясь орудием государственной власти. С тех пор московская церковь не имела самостоятельного значения, а являлась одним из государственных институтов, подчиняющихся самодержцу, каким является и сейчас.
Во времена присоединения Новгорода в Московии произошел интересный эпизод, на котором я хотел остановиться подробнее. Великий князь Иван ІІІ, прославившийся впоследствии новгородской резней, неожиданно овдовел. Погоревав пару лет, этот «достойный собиратель земель» решил жениться на Софье Палеолог, племяннице последнего византийского императора, который к тому времени потерял и империю и жизнь (1453 г.). Свадьба состоялась в 1472-м году. Княжение Ивана ознаменовалось не только резней непокорных новгородцев, а и серьезной борьбой наследников престола от двух его жен, которая происходила еще при жизни папаши. Не буду останавливаться на этой интересной истории, а сразу сообщу, что последующим московским князем стал Василий, сын Ивана и Софьи Палеолог.
Эти династические перипетии не стоили бы нашего внимания, если бы одновременно зародившаяся на Балканах идея наследования Византийской империи через Украину не достигла Новгорода и Пскова. К этому времени Иван давно покинул наш мир, а на престоле пребывал Василий. И вот некто старец псковского монастыря Филоифей придумал идею обозвать Москву Третьим Римом, о чем и написал письмо в княжескую администрацию. В Москве идея понравилась. Давно почила в Бозе Золотая Орда, некому было выдавать ярлыки на княжение, а хотелось продолжить собирание земель. Желательно легитимно… И вот Василий III, родственник последнего византийского императора и, естественно, его «наследник» может претендовать на царскую и даже императорскую корону, что ставит его выше всех других наследников Орды и не только. Сам Василий не успел толком воспользоваться этой плодотворной идеей, а вот его сын Иван IV (Грозный) воспользовался. Он провозгласил себя царем, что в Европе равнялось титулу императора, а для главного наследника Золотой Орды Крымского хана его собственному титулу. Царский титул Ивана не признала Польша, пребывавшая в то время в унии с Литвой, а также крымский Хан Давлет Герай. Последний даже решил наказать Московию за это, что успешно проделал в 1571-м году, спалив Москву. На какое-то время Иван испугался мести крымского хана и даже на время отказался от своей короны, посадив на царский трон потешного Симеона Бекбулатовича (царь Московии в 1575 – 76 гг.). Сам же Иван на время снова стал московским князем. Вот как просто объясняется неясный исторический эпизод, который российские историки пытаются пояснить чудачествами Ивана. Вся эта история очень напоминает мне рокировку путина и медведева, проведенную в другое время и при других политических обстоятельствах. Но вернемся к Ивану. Идея третьего Рима была слишком притягательна и Иван снова вернулся на царский трон. Ее поддерживала и московская церковь под руководством митрополита Макария. Церковь связывала московскую династию не только с Византией, а и с первым Римом, с цесарем Августом. Идея третьего Рима была повторена и в акте создания московского патриархата (уже после смерти Ивана Грозного). Идея третьего Рима в 17-м веке приобрела широкую популярность и у власти, и у церковников и у народа, являясь путеводной звездой национальной идеологии и милитаристической политики России в будущем. Отсюда и российское «мессианство», желание всех осчастливить приобщением к «третьему Риму» даже вопреки желанию приобщаемых. Поэтому приобщение зачастую сводится к агрессии, войне, порабощению. Главное, что приобщение теперь можно было осуществлять вполне легитимно с бытовавшей в то время точки зрения.
Присоединение Украины к России из-за недальновидности Богдана Хмельницкого (позже он понял свою ошибку, но было уже поздно) дало мощный стимул Московии, в последующем, благодаря этому присоединению, она трансформировалась в империю. А Украина стала мощным духовным, культурным и ресурсным донором захватчиков. Интересно, что появление печатных книг из Украины привело к самому значительному кризису в истории церкви и не только церкви Московии – Расколу. Дело в том, что переписывание церковных книг малограмотными монахами в течение длительного времени привело к накоплению ошибок, и когда в Москве появились печатные церковные книги из Украины, то выяснилось, что некоторые церковные обряды Московских и Киевских книг отличаются. Одним из таких отличий было знаменитое двуперстное крестное знамение в Москве и трехперстное в Киеве. Патриарх Никон вместе с царем Алексеем Михайловичем провели церковную реформу (в 1650-х – 60-х годах) с целью унификации богослужебного чина Московской церкви с Константинопольской церковью и другими православными церквами. Однако часть верующих, названная раскольниками (впоследствии староверами) с новшествами Никона не согласилась. Дело закончилось бунтами, расправами и многочисленными казнями, а также бегством старообрядческих общин в глухие места и за рубеж. Проблема была вызвана длительной изоляцией Московской церкви от мирового православия. А казалось проблема выеденного яйца не стоит. Кстати про яйцо. История с Расколом напомнила мне спор тупоконечников с остроконечниками, о том с какого конца следует разбивать яйца, в знаменитой книге Свифта «Приключения Гуливера». Интересно, что Раскол произошел уже после Вестфальского мира, завершившего Тридцатилетнюю войну – последнюю религиозную войну в Европе. Вот что значит долго жить в изоляции от мировой культуры…
Но тут в Московии появился новый царь – Петр І. Не буду описывать его деятельность. О ней и так написано много и хорошего, и плохого. Остановлюсь лишь на одном моменте его кипучей деятельности, а именно, на поездке в Голландию. Петру так понравилась Голландия и ее порядки, что он захотел учредить подобную жизнь и в своем царстве. Он скопировал голландский флаг, переставив в нем цветовые полоски, и сделал флагом своего государства, добавив его к двуглавому орлу, принятому в качестве герба еще при Иване Грозном. Решил переименовать свое государство, украв историческое название у недавно захваченной страны, и переиначив его на греческий манер – Россия. И не просто Россия, а Российская империя. Вместе с названием была присвоена и вся история соседней страны. А присоединенный Киев – мать городов русских становился сакральным центром империи (путин, правда, в своей очередной речи сакральным центром назвал Херсонес, но его в последнее время сильно несет). Вот почему потеря Украины в 1991-м году стала вызовом имперскому российскому сознанию, а попытка ее вернуть в 2014-м приветствуется всеми шовинистами. Но вернемся к Петру. Он сбрил бороды своим сановникам и одел их в европейское платье. Словом, как сказали потомки, - прорубил окно в Европу. Так в Российской империи возникли западнические настроения и пресловутая раздвоенность российского народа, который на глубинном ментальном уровне оставался азиатским, но по желанию монарха был вовлечен в европейскую культуру, которая оставалась длительное время привилегией элиты. Эту раздвоенность впоследствии назвали «загадочной русской душой»…
Идею третьего Рима предполагалось учредить во всем христианском мире. После очевидной ее неудачи, идея трансформировалась в славянофильство с его «самодержавием, православием, народностью», ставшая при Николае І основанием абсолютистского московского государства и его внешней экспансии. На протяжении всего XIX века в Российской империи боролись западники и славянофилы. Каждая победа западников сменялась контрнаступлением славянофилов, которые побеждали чаще, поскольку западная парадигма развития в России всегда носила чисто поверхностный характер. Но, в конце концов, потерпели крах и славянофилы – зарубежные славянские народы перестали ориентироваться на Россию. После крушения идеи славянофильства, уже в наше время родился ее последователь «русский мир», учрежденный совместными усилиями попа гундяева и путина, и предназначенный, для реставрации российской империи. Идеологическое обоснование этой идеи сформулировал «философ» дугин.
Здесь следует сделать небольшое отступление о тенденциях мирового развития. Мировоззренческую систему, которая преобладает в современном мире, по крайней мере, в той его части, которую принято называть цивилизованной, называют постмодернизмом. Эпоха постмодернизма началась недавно, придя на смену модернизму, как следует из самого названия «постмодернизм» (после модернизма). На долю постмодернизма выпала неблагодарная задача – разрушение концепции модернизма, который многие считали ответственным за две мировые войны. По крайней мере, некоторые модернистские культурные проекты были ассимилированы в культуру тоталитаризма. С задачей разрушения постмодернизм справился, но мир устал от иронии постмодернизма, его эклектики, нигилизма и хаоса. Общество ощутило потребность к возвращению истинных ценностей, искренности, правдивости. Мир стоит накануне новой трансформации, но как будет выглядеть новая культурно-философская парадигма, пока никто не знает. Даже названия ее не придумали. Говорят просто пост-постмодернизм. Но некоторые черты будущей мировоззренческой парадигмы уже просматриваются. Во-первых, общество постепенно перейдет от иерархической структуры своего построения к горизонтальной (сетевой) структуре, что, в конечном итоге, позволит каждому индивиду активно участвовать в общественных процессах. Во-вторых, усилится значение электронных средств информации и связи, и в первую очередь, интернета, что с одной стороны обеспечит необходимую коммуникацию для сетевого построения общественных структур и существенное сокращение бюрократии, а с другой предоставит средства для манипулирования массовым сознанием, вплоть до ведения информационных войн. В-третьих, надоевшая многим глобализация заменится более тонким процессом «глокализацией», характерной разнонаправленными тенденциями: как унификацией, так и укреплением на ее фоне региональных особенностей. Эти процессы уже идут во всем мире. Но не в России.
Россия как всегда решила пойти своим путем. Там и постмодернизм не особенно-то приняли. Короткий ельцинский период, который с некоторыми натяжками можно считать постмодернистским, не привел к устойчивому общественному договору. Что и вызвало уход Ельцина и воцарение путина. А Россия начала искать нехарактерные пути выхода из «постмодернистского» хаоса – она пошла вспять. Дугин назвал этот процесс консервативной революцией. Движение России он направил от неудавшегося постмодерна, через модерн к премодерну (название выдумано самим «философом»). Если проще сказать, то российскую элиту испугала демократия с ее традициями выборности и отчетности, в которой трудно воровать и нельзя вечно оставаться у корыта. Лучше уж назад, в такое комфортное крепостничество (премодерн по дугину). Этому в немалой степени способствовал русский менталитет, сложившийся в процессе этногенеза русской нации – привычка к безусловному подчинению и иерархическому построению общества, мессианство, европейская культурная традиция при глубоких азиатских корнях, что приводит к раздвоенности сознания и постоянной смене пути развития. Для такого общества очень много зависит от вождя, без которого оно жить не может.
А там, где есть вождь, возникает и тоталитарная система, берущая под полный контроль общественную жизнь и вынужденная бороться с инакомыслием. В борьбе с инакомыслием большой опыт накопили некоторые религиозные конфессии. Изначально в большинстве религий не было идей борьбы. Скорее там пропагандировалась любовь, как в Христианстве. Лучше всего об этом сказал апостол Павел в 13-й главе «Послания к коринфянам» - своеобразном «гимне о любви». Не зря эта глава Послания по частоте упоминаний относится к самым цитируемым христианским текстам, а Вера, Надежда и Любовь, о которых говорил Павел, называются главными христианскими добродетелями. Но тоталитарные секты «модернизировали» триаду добродетелей. От Веры они отказаться не могли. У народа должна быть вера и в Бога, и в непогрешимость вождя. Любовь (и к Богу, и к вождю) тоже необходима, а вот Надежду заменили на Ненависть. Именно ненависть вела католиков против гугенотов в Варфоломеевскую ночь. Она ведет современных мусульманских террористов против мирных граждан. Однако, в XX веке в Европе религия утратила свои позиции. Вера в Бога не могла больше удовлетворить новоявленных вождей как тоталитарная идея. Поэтому в качестве замены религии были предложены новые идеологии – коммунизм и нацизм. Коммунисты ненавидели мировую буржуазию, нацисты – не арийцев, а именно евреев, цыган и других унтерменшей. Эта ненависть помогла продержаться какое-то время тоталитарным режимам в Европе. Нацизм, как совершенно не универсальная идеология, продержался меньше – идея господства одной нации над остальными никому не понравилась. Коммунизм как более универсальная идея продержался больше, а кое-где существует и сейчас. Конструкторы «русского мира» как тоталитарной идеологии понимали проблему универсализации, но имели слишком слабый инструментарий. Кроме явно жизнеспособного, но не универсального русского национализма в их распоряжении оставались, утратившая своих прихожан церковь, давно проигравший свою битву коммунизм и еще раньше проигравшее белое движение. Вот они и попытались все это объединить в «бутерброд». Получилась гремучая смесь из националистов различных мастей от скинхедов до белогвардейцев, политического православия, населения, оболваненного пропагандой и вспоминающего про колбасу по 2.20, и зажравшихся чиновников во главе с путиным, обворовавших этот самый народ. Но чтобы такая смесь заработала, нужно было добавить ненависть. И путин ее добавил… 

Комментариев нет:

Отправить комментарий