вторник, 13 мая 2014 г.

Индустриализация СССР

        
          С некоторых пор среди праруццки настроенных жителей Украины и коренных москалей стало очень модным ругать и критиковать Америку.  Мол, из-за этой "пиндосии" все наши беды и проблемы. Истерия в адрес США приняла просто глобальный национальных характер. Теперь это национальная идея. Интересно, а какой реально был вклад США в развитие СССР? 
         После революции как Вы все прекрасно знаете кадры квалифицированных инженеров плавно переместились поближе к Парижу или были перемолоты в вихре сражений Гражданской войны. Но кто же тогда обеспечил огромный темп индустриализации СССР?
         По официальной версии, комбинат «Запорожсталь» проектировал институт-новичок ГИПРОМЕЗ. Этот институт, согласно его же сайта, был основан в 1926 году и с 1930-го занялся проектированием заводов. Вместе с Запорожсталью он разработал «Магнитку», Днепроспецсталь, Криворожсталь, Азовсталь и много других промышленных гигантов. И спроектированы эти заводы были крайне профессионально. Например, промышленная площадка Запорожье, построен в 1930-х, почти не дымит в город - в том месте благоприятная роза ветров. Весь заводской чад ветром несет прямо в степь. Странно и все, но уже за 30 лет профессионализм советским инженерам отказал - заводы, построенные в послевоенные годы, стали для города настоящим экологическим бедствием.
      Комбинат «Запорожсталь» решили строить 3 мая 1929 года. Заложен он 22 января 1931-го, а первая плавка состоялась 16 ноября 1933-го. Сроки крайне, неимоверно сжатые. Любой более-менее опытный инженер понимает: не мог только что созданный институт так хорошо проектировать многочисленные заводы. Разгадка этого чуда открылась мне, когда я на третьем курсе института проходил практику на харьковском заводе им. Малышева. Я обратил внимание, что в инструментальном цеху расстояния между станками составляют неудобные числа. Наши инженеры для удобства все всегда округляют до 10, а тут ... «А ты на дюймы расстояние раздели», - посоветовал руководитель практики. И все стало понятно. Расстояние, измеренное в дюймах для инженера почти как подпись Made in USA.
     
        История отношений большевиков с западными государствами с самого октябрьского переворота отнюдь не односторонняя. С одной стороны, государства Антанты, конечно, не порадовал выход России из Первой мировой войны и заключения ею сепаратного мира с Германией. Еще бы! Победа над кайзеровской Германией уже лежала недалеко на блюдечке с голубой каемочкой, блокада душила Германию, можно было просто подождать 2-3-4 месяца. А сколько винтовок, патронов, орудий и снарядов, моторов и другого военного имущества было вбухано в Россию, только бы она не сдалась и не вывалилась из войны! (По помощи Антанты России в годы ПМВ готовится отдельная статья) С другой стороны - Англия, Франция, США и Япония не слишком рвались поддерживать Белое движение, оно явно не имело ни поддержки населения, ни значительных военных сил. Прагматичным англичанам было несколько трудно понять логику Деникина, который, направляясь в Москву, вспомнил лозуни «Единая и неделимая!" и "Россией не торгуем". И вдруг развернул дополнительный фронт против украинского войска Петлюры (за что тот подбросил патронов веселым ребятам батьки Махно, а те стремительным рейдом разрушили весь белый тыл). К тому же большевики всячески выражали желание заключить с Западом мирное соглашение и наладить экономическое сотрудничество.
        Большевики имели немало причин для такого миролюбия. До сегодняшнего дня историков волнуют вопросы: о чем через своих посыльных Ганецкого и Радека говорил Ленин с немецким миллионером-авантюристом Александром Парвусом; при каких условиях накануне 17 октября лопнул в Нью-Йорке банк родного брата Якова Свердлова Вениамина или кто оплачивал безбедное проживание в Нью-Йорке гражданина США Льва Троцкого - создателя и главнокомандующего Красной армии? Вероятно, имели большевики на Западе и надежные связи, и значительные интересы.
       Уже 24 октября 1918 большевистский нарком по иностранным делам Георгий Чичерин писал президенту США Вудро Вильсону: «...прекратят ли правительства США, Англии и Франции требовать крови народа России и желать смерти ее граждан, если народ России согласится заплатить им выкуп? .. Хотят ли они концессий, хотят ли они железных дорог, рудников, золотых запасов, или хотят территориальных уступок, например, доли Сибири или Кавказа, или Мурманского побережья? ».
       13 января 1919 во время встречи с советником американского посольства в Лондоне Уильямом Батлером заместитель Чичерина Максим Литвинов заявил, что большевики в обмен на мир готовы «... признать иностранные долги, прекратить пропаганду мировой революции, объявить амнистию противникам большевизма и предоставить право на самоопределение Польши, Финляндии и Украины ».
       Неудивительно, что переговоры велись только с американцами. Англия еще окончательно не определилась со своим отношением к большевизму. А Франция вообще призвала оказать помощь белым и даже высадила свои войска в Одессе (их выбили оттуда даже не большевики, а украинские повстанцы атамана Григорьева). Однако вскоре страны Антанты отказались от поддержки антибольшевистских сил. Собственно, большевики, белые, Ленин, Деникин - для западных держав все они были русскими, а гражданская война - внутренним делом России.
17 ноября 1920 британский премьер-министр Ллойд Джордж заявил о необходимости экономической сотрудничества с Советской Россией: «Большевики готовы платить золотом, а вы не хотите его брать. Но торгуем же мы с людоедами с Соломоновых островов? Почему с русскими нельзя?». 18 ноября 1920-го британский Кабинет согласился заключить с большевиками соглашение об экономическом сотрудничестве. Это стало сигналом для США, Франции и нейтральных государств.Фактически Запад признал большевистскую власть.



Закладка основ Концепции "Страны - Бензозаправки"


      21 ноября 1920 Совнарком СССР принял Декрет о концессиях. Документ отмечал: «Процесс восстановления производительных сил России, а вместе с тем и всего мирового хозяйства может быть ускорен многократно за счет привлечения иностранных государственных и коммунальных учреждений, частных предприятий, акционерных обществ, кооперативов и рабочих организаций к делу добычи и переработки природных богатств России ». Объявить НЭП и открыть экономику СССР для иностранных компаний - на такое не решалось даже царское правительство. Искренность концессионной политики большевиков впечатляет.
В СССР о Ленском расстреле слышал, наверное, каждый, именно с этим событием связывали появление псевдонима «Ленин» у социал-демократа Владимира Ульянова. Но мало кто знает, что одной из пострадавших сторон этой трагедии была британская компания Lena Goldfields, которая владела 66% акций золотых приисков на реке Лена. Вследствие расстрела рабочей забастовки доля акций компании снизилась до 17%. Но после Декрета о концессиях Lena Goldfields снова вернулась на российский рынок, но теперь уже как владелец 93% акций приисков. Английским бизнесменам можно было не бояться больше рабочих забастовок - теперь об их поке заботились крепкие ребята из Объединенного государственного политического управления. Ошалев от такой искренности, англичане взяли в концессию еще три металлургические заводы и три угольных месторождения.
       А вот еще один пример концессионной деятельности большевиков. Осенью 1921 года с Лениным встретился молодой бизнесмен из США Арманд Хаммер. А уже 27 октября 1921 Наркомат внешней торговли СССР и компания Хаммера заключили соглашение о поставках в СССР 1 млн бушелей американской пшеницы в обмен на меха, черную икру и драгоценности, собранные в советском Гохране (т.е. содранные с трупов монархистов). В будущем Хаммеру суждено стать миллионером, фигурантом уотергейтского скандала, топ-менеджером нефтяной компании Occidental Petroleum и «официальным другом» СССР. А в октябре 1921-го он только окончил Колумбийский университет по специальности врача.
       Всего в СССР насчитывалось около 350 промышленных и торговых иностранных концессий. Сделки с некоторыми компаниями (например, японской Hokushinkai oil concession) должны были продлиться до 1975 года. Однако концессионное эпопея закончилась 27 декабря 1930-го, когда постановлением Совнаркома все концессионные соглашения были аннулированы. Это решение вызвало настоящую бурю в среде западных бизнесменов. В мире бушевала Великая депрессия, а тут ... Правительство США планировало призвать мир к введению санкций против СССР. Но советский нарком по иностранным делам Максим Литвинов лично посетил США и заверил правительство: Америка обиженной не останется.

Кадры из США решают все

       Отмена концессий в СССР совпала со сменой руководства страны. Группу «Троцкого - Зиновьева» от власти отстранили. СССР овладела команда партийных вожаков, которую возглавлял генеральный секретарь ЦК ВКП (б) Иосиф Сталин. Сейчас в России Сталина стало модно называть эффективным менеджером. Даже среди украинских политиков и журналистов хватает лиц, которые отмечают, мол, Голодомор - это страшная трагедия, но было построены заводы, фабрики, железные дороги, электростанции и т.д.
       Чтобы немного умерить исступленный поцреотичный политический угар подобных товарищей стоит подробнее рассмотреть, из чего состояла «эффективность» кремлевского красного менеджера. Профессор Иркутского госуниверситета Марк Меерович утверждает, что уже упомянутый ГИПРОМЕЗ действительно имел отношение к проектированию заводов в СССР, но не как проектная организация. Его настоящей задачей был анализ западных технологий и подбор фирм, которые взялись бы спроектировать для большевиков современные заводы в кратчайшие сроки. После чего они приобщались к работе по прямым (через «Амторг») и косвенным (через советские проектные организации) заказам советского правительства. Исследовав рынок США и Европы, институт нашел нужного подрядчика - проектную компанию Albert Kahn Associates Incorporated из Детройта, которой руководил знаменитый американский инженер-архитектор Альберт Кан.
       60-летний Кан был настоящей звездой американского промышленного проектирования. Его компания построила заводы Packard, Ford и многие другие. Кан разработал принципиально новую систему организации проектных работ. Пакет чертежей объекта его компания выдавала за неделю, а готовое здание возводилось за пять месяцев. Ничего подобного тогда не было не только в СССР, но и во всем мире. В 1929 году, в разгар Великой депрессии, компания Кана неожиданно получила заказ на проектирование Сталинградского тракторного завода. Завод был своевременно спроектирован и построен в Чикаго, после чего его разобрали, перевезли морем в СССР и смонтировали на том месте, где он стоит сейчас. «В феврале 1930 года Стройобъединение ВСНХ СССР заключило новое соглашение, согласно которому фирма Кана стала главным проектировщиком и консультантом советского правительства по промышленному строительству», - сообщает профессор Меерович.
Фирме Кана было предоставлено заказов на 2 млрд тогдашних долларов ($ 220 млрд по нынешнему курсу). Детройтская проектная фирма просто не успевала выполнять такой объем работ и поэтому в Москве был создан институт «Госпроектстрой», где работали 25 американских инженеров во главе с братом  Кана  Альбертом Морисом. Их работу должны обеспечивать еще 1500 советских работников. По данным англоязычного сектора Википедии, в СССР компания Кана с 1929 по 1932 год спроектировала и построила 521 завод. Одна компания физически не могла переварить такой объем работ, поэтому она всячески подключала фирмы-смежники: «Франк и Чейз» - литейное производство, «Смит» - кузнечное, «Вестинхауз» - электрическое и т.д.
        Именно американские фирмы под прикрытием советских институтов осуществляли индустриализацию СССР. Именно среди них надо искать проектировщиков комбината «Запорожсталь» и других заводов Запорожья, Днепропетровска, Харькова, Донецка и др.. И не только заводов. У предприятий возводили многочисленные жилые массивы - соцгородки. (Да-да, это там живет электоральная масса определенного свойства). Строительством руководили два треста: Гипроград (инженеры из США) и Стандартмистпроект (инженеры из Германии). Немецкие группы инженеров Эрнста Мая и Ханса Майера были авторами многочисленных проектов жилмассивов современных промышленных городов Украины. Американский исследователь Вальтер Дюн утверждает, что плотина Днепрогэса также возводилась по проекту американской компании Freyn Engineering Company of Chicago под присмотром ее инженеров. Шеф-консультант строительства полковник Хью Купер был награжден орденом Трудового красного знамени. А генераторы Днепрогэса по индивидуальному заказу построил американский концерн General Electric. Последнюю информацию подтверждает официальный сайт концерна.

Американская мечта в Украине

      Как же иностранцам жилось в стране Советов. Немецкий архитектор Рудольф Вольтерс вспоминал, как советские сотрудники постоянно говорили ему: «Вы должны читать газеты. То, что вы видите собственными глазами, вызывает у вас ложные впечатления о нашей системе ». Впечатления иностранных специалистов действительно создавали слишком разительный контраст с большевистской пропагандой. В Запорожье и сейчас рассказывают басни о том, как американские инженеры бились об заклад, сколько времени советские строители будут давать согласие мешать бетон собственными ногами? Даже официальная история Запорожья признает, что в домах соцгородка (район застройки 1930-х у Днепрогэса) жили преимущественно инженеры Днепростроя, «американские консультанты» и «ответственные работники компетентных органов». Строители же смаковали нищетой в бараках рабочих лагерей. Большинство «ударников индустриализации» - это крестьяне, бежавшие из своих деревень, там свирепствовал Голодомор.
        Американские инженеры были шокированы условиями строительства в Советском Союзе. «Вместо экскаваторов - землекопы, вместо бетономешалок - деревянные ящики, вместо транспортеров и электрических подъемников - люди, которые перебрасывают кирпичи руками и нещадно их бьют. На тяжелых работах задействовано немало женщин », - делился впечатлениями американский инженер Гарри Майтер. Еще больше проблем создавали откровенно паршивые поставки и низкое качество руководящих кадров. Разъяренный Гарри Майтер часто жаловался: «У вас есть планы и графики, но нет бетона и гравия. У вас есть инженеры-прорабы, но они отсиживаются в конторе, когда их место на стройплощадке. Они саботируют наши указания, переделывают наши проекты, экономят на качестве, разрушая все дело! "
       Компетентность советских инженеров действительно не выдерживала никакой критики. Альберт Кан жаловался: «Оказалось невозможным обеспечить достаточное количество хорошо квалифицированных советских инженеров и архитекторов. Наши люди были вынуждены сами выполнять значительную часть чертежной работы. Они стали чертежниками вместо того, чтобы быть руководителями чертежного бюро».
       Однако большевистская власть не обращала внимания на трудности. Она имела много дешевой рабочей силы. Кроме крестьян, готовых жить даже в вонючих бараках, только не вернуться в охваченные Голодомором села, были и другие «комсомольцы - ударники социалистических строек». Аббревиатуру ЗК недаром расшифровывают как «Запорожский комсомолец». «Совершенствуя Соловецкий опыт, ГУЛАГ построил первые гигантские стройки коммунизма, причем отсутствие механизации заменяли мускульной силой сотен тысяч голодных, плохо одетых заключенных (Днепрогэс, Беломорканал, БАМ)», - писал в «Справочнике по ГУЛАГу» бывший узник сталинских лагерей француз Жак Росси. Достаточно вспомнить, что именно 25 апреля 1930 года создано Управление лагерями ОГПУ (УЛАГ), что с ноября 1930-го одержало свою зловещую название ГУЛАГ.
      Проблемы между инженерами-американцами и советскими работниками возникали не только непосредственно на стройплощадках. Кан жаловался председателю Союзбуду Комарову: «Из 300 работников очень немногие имеют опыт, большинство ... имеет небольшой стаж, а многие просто являются учениками ... Если какая-то деловая организация в США или в другой стране имела такой состав работников, не прошло бы и нескольких месяцев, как эта организация потерпела бы банкротства ».
       Американский архитектор не мог понять, почему его инженерам подсовывают новичков, а тех, кто набрался какого-либо опыта, почти сразу переводят в другое учреждение. Эти причины хорошо понимал советский председатель Главпроектстроя Анатолий Фисенко. По линии своего руководства он имел приказ прогнать через сотрудничество с американцами можно больше молодых специалистов, чтобы они набрались опыта и культуры проектирования. Американцам же о том, что они не только будут проектировать заводы, но и обучать советских инженеров естественно решили не говорить.
      В 1932 году советское правительство начало разрывать соглашения с американскими компаниями. Американцы сделали свое дело - построили заводы и подготовили кадры. Больше они были не нужны. Наконец, в СССР появился приоритетней партнер - нацистская Германия. В течение 1932-1934 годов инженеры-иностранцы уехали из СССР. Те же, кто остался за коммунистические убеждения или через брак с советскими девушками, вскоре были подметены НКВД и сгинули в лагерях ГУЛАГа. Такая судьба постигла коллег Ханса Майера: Белу Шеффлера, Антонина Урбана, Филиппа Тольцнера и других.
       Крайне уместен вопрос: а что же производила вся эта масса заводов и фабрик? Ответ прост: 21 500 орудий и минометов, 4013 боевых самолетов и 11 783 танка, потерянные Красной армией лишь до 10 июля 1941-го. Всего за годы войны СССР потерял безвозвратно 96 500 танков и САУ, созданных на заводах, построенных в 1930-е. Но американцев за строительство заводов никто не поблагодарил. Наоборот, советская пресса стала тщательно смешивать с грязью имена инженеров-американцев, «которые стремятся присвоить самоотверженный подвиг советских людей».
        Другой уместный вопрос: откуда вожди СССР нашли деньги на строительство всего этого промышленного праздника? В августе 1930-го Анастас Микоян докладывал Сталину: «Каждый день вывозим (за границу) 1,5 млн. пудов хлеба». Сталин был недоволен: «... увеличить до 4 млн, иначе рискуем остаться без металлургических и машиностроительных заводов».
Можем сделать вывод. Секрет «эффективного менеджмента» от большевика Сталина выглядит так: часть граждан страны отправляется за колючую проволоку, а их имущество присваивается и продается с молотка. У тех, кому мест за колючкой не хватило просто все отбираем. На вырученные средства нанимаются инженеры из США, которые проектируют заводы, которые потом строят те же отправлены за колючую проволоку горемыки. Одобрять такой изуверский менеджмент или нет - это уже дело собственной совести.

П.С. И хватит гнать на Америку

Комментариев нет:

Отправить комментарий