вторник, 27 мая 2014 г.

Наука и религия. Часть II



От Человека верующего к Человеку современному

В 1400 году Европа с точки зрения технологических достижений значительно уступала Китаю. Китай в древности был таким же этнически разнообразным регионом, как и Европа. Однако, в конце концов, китайцам (ханьцам) удалось поработить и ассимилировать большинство народов, населявших Китай. Были в Китае и войны, и смены династий, и чужеземное правление, но благодаря однородности населения всегда удавалось обеспечивать культурную и технологическую преемственность. Таких «провальных» периодов, как Средневековье в Европе там не случалось. Поэтому большое количество изобретений впервые появились именно в Китае. Интересующихся полным списком я отсылаю к статье Википедии «Список изобретений, сделанных в Китае». Я же остановлюсь здесь только на четырех великих изобретениях древнего Китая: компасе, порохе, бумаге и книгопечатании. Усовершенствованный компас был описан Шень Ко в сочинении, датируемом 1088 годом. В военном трактате «У-цзин цзун-яо» (1044 г.) описаны различные способы изготовления пороха с содержанием селитры от 27 до 50 процентов. Изобретение бумаги приписывается Цай Луаню, придворному чиновнику династии Хань, который около 105 г. изготовил лист бумаги из волокон шелковичного дерева и отходов производства пеньки. По сообщению Шэнь Ко, начало книгопечатанию положил ремесленник Би Шен (990—1051 гг.), который ввёл в употребление подвижные литеры из обожжённой глины. Ван Чжэнь (умер в 1333г.) использовал для печатания текста деревянные литеры, а Хуа Суй (1439—1513 гг.) изобрёл подвижные литеры из металла.
Кроме того китайский флот с 1405 по 1433 год совершил несколько экспедиций под предводительством Джэн Хэ к побережью Аравии, Восточной Африки и Мадагаскара. В экспедициях принимали участие до двухсот кораблей, из них до шестидесяти гигантских, на которых находилось до 29 тысяч человек. Экспедиции начались из-за конфликта с Тимуром и нарушения торговых путей на запад, а завершились из-за смены правителя и начала политики изоляционизма. Флот в результате был сожжен.
Последний факт подсказывает причину быстрого возвышения Европы в новое время. Достаточно взглянуть на карту Европы в 1400 году, чтобы понять, насколько Европа была разнообразной. Подробней об этом в приложении 1 к статье «1400 год». Разнообразие и конкуренция всегда были двигателями прогресса. Достаточно было появиться в Китайском правящем классе людям, желающем закрыть свою страну от внешнего влияния, и это привело к прекращению морских путешествий. В Европе же в случае отказа от предложенной экспедиции одного монарха, можно было обратиться к другому. Так случилось с Колумбом. Сначала он предложил организовать экспедицию в Индию западным маршрутом правительству родной Генуи и не получил ответа. Затем обратился к королю Португалии и получил отказ. Не смог заинтересовать английского короля. Начал искать поддержки у Фердинанда и Изабеллы, совместно правивших Кастилией и Арагоном, и нашел ее в момент победы испанского государства над Гранадским эмиратом (окончание Реконкисты). Так Европа совершила Великие географические открытия, а Китай, лишившись флота, остался за Великой китайской стеной…
Но первым шагом на пути Европы в современность были не географические открытия, а Возрождение. И начала его маленькая Флорентийская республика на севере Италии.
Эпоха Возрождения была эпохой открытия древней учености и культуры античной цивилизации. В средние века наследие античности в своих интересах использовала церковь. Но, наконец, появились ученые, поэты, скульпторы, которые хотели понимать древнюю ученость. Писать так, как древние, создавать такие же скульптуры, строить такие же здания. И такие люди появились вне церкви. Древние, в отличие от церкви, восхваляли способности человека, подчеркивали его сильные стороны, а не рассуждали о его порочности. Античный мир был очень открытым в интеллектуальном отношении и теперь к нему прикоснулись и ученые эпохи Возрождения. У них возникает стремление к осмыслению "земных" начал жизни, живой человеческой личности со всем богатством ее душевного мира, к рациональному научному знанию. Среди древних философов наблюдалось поразительное разнообразие мнений, а в средневековье все подчинялось церкви. Ученые эпохи возрождения не были против церкви. Они считали, что церковь должна существовать, но кроме нее в мире есть и многое другое. По их мнению, церковь не должна контролировать всю жизнь и все мысли людей. Так началась секуляризация европейского общества. В эпоху Возрождения времена античных Греции и Рима называли классическими и мечтали хотя бы приблизиться к достижениям древних. И когда этого удалось достичь, Европа из Средневековья вошла в Новое время и продолжила свой путь в современность. Возрождение навсегда изменило европейское общество, в котором теперь кроме религии появлялись наука и искусство.
Следующим по времени событием, преобразившим Европу, были Великие Географические открытия, которые стали возможны благодаря появлению в Европе в XIV веке компаса (это китайское изобретение попало туда через арабов) и созданию в это же время маневренного судна, пригодного для плаваний через океан – каравеллы. Не случайно слово «каравелла» португальского происхождения. Именно Португалии было суждено сделать первые шаги в открытии новых земель. Португалия первой из Иберийских государств завершила Реконкисту (изгнание арабов) во второй половине XIII века и вступила в эпоху расцвета. Считается, что причиной Великих Географических открытий было желание португальцев обойти морем арабские территории для организации торговых путей в экваториальную Африку и далее к островам Пряностей. Появился и человек, для которого организация экспедиций вдоль африканского побережья, стало делом всей жизни – принц Энрике, известный как Генрих Мореплаватель. Начиная с 1419 года, португальские экспедиции продвигались все дальше на юг. Наконец, в 1488 году Бартоломеу Диаш первым из европейцев обогнул мыс Доброй Надежды и вышел в Индийский океан. А через десять лет Вашку да Гама, обогнув Африку, достиг Индии. Но к этому времени уже была открыта Америка – завершившая Реконкисту в 1492 году Испания, снарядила экспедицию Колумба, открывшего неизвестный материк. Так в XV веке начались Великие Географические открытия. А вмести с ними и колонизация новых земель. Отныне богатства всего мира стекались в Европу, обеспечивая ее модернизацию. С этого момента политические и экономические связи охватили весь мир. Владеть миром мог тот, кто владеет океаном. Первой морской державой была Португалия. Затем пальма первенства перешла к ее могущественной соседке Испании. Усиление Испании не понравилось Англии, Нидерландам и Франции. Постепенно статус «Владычицы морей» перешел к Великобритании…
А в следующем XVI веке произошла Реформация. Целью Реформации было вернуть церковь к своему первоначальному состоянию, в котором она была до того, как стала Римской. Римская империя исчезла, но свое наследие оставила церкви. Папа был вроде императора, а епископы действовали как имперские администраторы. Папа и епископы не только управляли церковью, но и требовали, чтобы все ритуалы проходили с участием церкви. Все такие отправления должны были совершаться только в церкви и при участии священника. Многие мужчины в средние века принимали сан не потому, что были такими уж набожными, а потому, что церковь была сильной и богатой организацией. Они становились священниками по тем же причинам, по которым наши современники идут работать в государственные учреждения, или крупные корпорации: получить престижную работу, зарабатывать хорошие деньги, хорошо жить… вместе с тем эта богатая, коррумпированная организация продолжала дело первых христиан и проповедовала учение Христа. Если первые христиане отличались пуританским образом жизни, то папы и епископы проживали во дворцах. И сам Иисус говорил об опасности богатства. Так и было записано в Библии. Только на латинском языке и прочитать священные тексты могли не многие. Тех кто, пользуясь Библией, критиковал церковь, считали еретиками и сжигали на кострах. Так поступили в предыдущем XV веке с Яном Гусом, проповедовавшим на родном языке, и открыто критиковавшим церковь. Но в XVI веке одного такого еретика не казнили. Более того он стал основателем нового религиозного движения. Звали его Мартин Лютер. Лютер много размышлял над проблемой спасения. Католики считали, что заслужить спасение можно благими делами: вести праведную жизнь, совершать паломничества, раздавать милостыню. Лютер заявил, что это не так. Для спасения нужна только вера. Спасет одна лишь вера – основной пункт учения Лютера. Весь огромный церковный аппарат Лютер считал не нужным. Папа осудил учение Лютера о спасении. Лютер в ответ осудил папу: «Нам говорят, что он (папа) представитель Бога на земле, но в действительности он враг Христа, то есть Антихрист. Он живет в роскоши, носит тиару, заставляет посетителей целовать свои ноги; его носят в паланкине на своих плечах слуги, тогда как из Библии мы знаем, что Христос ходил пешком». Порвав с Римом, Лютер сразу же перевел Библию на немецкий язык, чтобы каждый верующий мог сам прочитать ее и сам обрести спасение. Реформация была движением за реформирование церкви в соответствии с духом и словом Библии. Религиозное течение, основанное Лютером, отличалось, таким образом, крайним индивидуализмом. Учение Лютера, благодаря книгопечатанию, которое появилось лет за пятьдесят до первых его нападок на церковь, разошлось по всей Европе и вскоре нашло приверженцев на севере Европы. Около ста лет католики воевали с протестантами. Последней из «религиозных» войн в Европе была «Тридцатилетняя война» (1618-1648 гг.). Она завершилась «Вестфальским миром», закрепившим сложившееся статус-кво и приведшим к веротерпимости в Западной Европе. Вестфальский мир ознаменовал конец политического господства папства, привел к фактическому распаду Священной Римской Империи (формальный произошел в 1806 году) и появлению на европейской арене нового понятия – «государство – нация».
Восточное христианство не знало своей Реформации. Православные Юго-восточной Европы в XVII веке находились под Османским игом. В Речи Посполитой сложились напряженные отношения между католиками и православными, приведшие к восстанию под предводительством Богдана Хмельницкого, которое началось в год окончания Тридцатилетней войны, и было, в каком-то смысле, восточно-европейским ее аналогом. Но вместо Вестфальского мира восстание закончилось Переяславской Радой. Хмельницкий поздно понял свою ошибку. Исправить ее попытался Иван Выговский в Гадячском договоре, обеспечивавшем примирение и равноправие церквей, но польский сейм не ратифицировал соглашение. История пошла известным путем… Подробней о «религиозной ситуации в Европе» в приложении 2.
А протестанты не остановились на критике папы. В дальнейшем критике подвергся и сам Лютер. Начали возникать новые направления и новые секты. Так в Северную Европу (а в дальнейшем и Северную Америку) попал «вирус» инакомыслия, а, следовательно, и разнообразия. А наличие разных взглядов в обществе является двигателем прогресса. Вот как об этом написал Джон Фаулз в своей знаменитой «Куколке»: «Инакомыслие — явление общечеловеческое. Но вспышки инакомыслия, происходившие в Северной Европе и Америке, — это, по-моему, наш ценнейший вклад в мировую историю. Нам кажется, что чаще всего инакомыслие возникает на религиозной почве, и это понятно: всякая новая религия начинается с проявления инакомыслия, люди отказываются исповедовать ту веру, которую навязывают им власть предержащие — навязывают самыми разными способами, от прямого насилия и тоталитарной тирании до скрытого воздействия через прессу и установления культурной гегемонии. Но по существу, инакомыслие надо понимать шире: это вечный биологический или эволюционный механизм, а не отслужившая свой век сила, пригодная лишь для нужд ушедшей эпохи, когда религиозные убеждения представляли собой грандиозную метафору; это модель, по которой пытались преобразовать многие стороны жизни, не только религию. Инакомыслие необходимо всегда, а в наше время — как никогда прежде».
Протестантство разделилось на разные ветви, специфические для каждой страны. Фактически возникли своего рода национальные церкви. Конечно же, все эти новые протестантские церкви и секты вскоре заняли консервативные позиции, как и следует религиозным организациям. Прогресс, к которому приводит разнообразие, проявился в другой отрасли человеческой деятельности. Вера в прогресс возникла в результате научной революции, произошедшей в XVII веке. Ей предшествовали крупные космологические и географические открытия. Путешествие Магеллана подтвердило, что земля круглая. Коперник предложил новую гелиоцентрическую систему мира. Более того, Джордано Бруно предположил, что Солнце всего лишь одна из звезд, видимых на ночном небе. Правда, его за это сожгли на костре. Считается, что научная революция (в истории науке ее называют первой) началась в 1543 году с момента публикации работы Николая Коперника «Об обращении небесных сфер» и завершилась выходом в свет «Математических начал натуральной философии» Исаака Ньютона в 1687 году. Это была революция методов познания и применения знаний. Ученые прошлых времен занимались сохранением и передачей знаний, ученые времен первой научной революции начали заниматься получением знаний. Если античные ученые делали открытия с помощью догадок, то теперь с помощью личного опыта и наблюдений. Это называется «эмпирическим методом». Результатом первой научной революции стала «механическая картина мира Ньютона». Механическая картина мира дала естественнонаучное понимание многих явлений природы, освободив их от мифологических и религиозных схоластических толкований. Она переставила Землю из центра мироздания в положение третьей планеты Солнечной системы, одной из многих во вселенной. Тем самым, казалось, она принизила положение человека – венца творения. Но поколения, родившиеся после научной революции, так не считали. Они гордились достижениями науки и надеялись, что благодаря разуму человечество способно познать все тайны Вселенной. Считается, что всего было четыре научные революции. Во время второй научной революции (конец XVIII века – первая половина XIX века) совершился переход от классической науки, ориентированной на изучение механических и физических явлений, к дисциплинарно организованной науке. К третьей научной революции обычно относят период, включающий вторую половину XIX века и первую половину XX века. В этот период было завершено построение классической физики, появилась эволюционная теория Дарвина, возникли новые направления физики: теория относительности и квантовая механика. Этот период характерен параллельным описанием мира в различных дисциплинах. Сейчас идет четвертая научная революция. Она характерна междисциплинарными исследованиями. Объектами изучения становятся исторически развивающиеся системы: Вселенная, Земля, Биосфера, Человек.
Наука начала отвечать на вопросы, которые раньше были в полной компетентности религии: как возникла Вселенная, как возникла жизнь на Земле, как появился Человек, как устроено мироздание.
Научная революция, которая дала уверенность европейцам, что всего можно достичь разумом породило Просвещение, интеллектуальное движение XVIII века, главной целью которого было преобразование всех общественных институтов, от политики до морали и теологии на основе разумных принципов. Просвещение зародилось во Франции. Ученые эпохи Просвещения выступали против Католической церкви и короля, которых считали самыми неразумными и иррациональными силами. А невежество народа позволяло им править и дальше. Деятели Просвещения считали, что распространение образованности позволит побороть предрассудки и народ перестанет верить в чудеса и божественную природу монархии. Но ведущие представители Просвещения не были демократами. Их устраивали и просвещенные монархи. И действительно появились такие «просвещенные государи», которые прекратили использование пыток и наказаний, задумались о распространении образования среди народных масс. Основным достижением эпохи Просвещения стала Энциклопедия. Энциклопедисты не отвергали веру в Бога. Они выступали против предрассудков и против контроля церкви за мыслью. Они считали, что религия, которая была до этого основой европейской цивилизации, должна отойти на задний план, а на ее место нужно поставить разум. Только тогда возможен прогресс. Впервые наука выходила на передний план.
Но идеи Просвещения, к сожалению, не прошли проверку Великой Французской Революцией. Свержение короля не открыло новую эру, а привело к кровопролитию, тирании и диктатуре.
В конце XVIII – начале XIX века в среде поэтов и художников возникло движение, называемое Романтизмом. Романтики считали, что надо жить чувствами и страстями, а не разумом, как учили энциклопедисты. Самые глубокие корни Романтизм пустил в Германии. Немецкий Романтизм развивался в направлении противоположном французскому Просвещению. Романтики считали, что нельзя рассуждать о человеке и обществе абстрактно. Все люди разные, в зависимости от условий страны. Романтики считали, что человека определяют наш язык и наша история. Тогда зародился интерес к народной культуре. Романтизм также создал предпосылки для оформления идеологии национализма. Исходя из этой идеологии, люди говорящие на одном языке должны жить вместе в своем отдельном государстве. Благодаря этой идеологии в 1848 – 1849 годах по Европе прокатилась волна революций, впоследствии названная «Весной народов».
«Весна народов» не затронула Великобритании. Там средний класс был успокоен общим предоставлением гражданских прав, закреплённых в реформе избирательной системы 1832 года. Зато в Великобритании началась промышленная революция, совпавшая по времени с французским Просвещением и немецким Романтизмом. Считается, что промышленной революции способствовал вывоз капиталов из колоний. Однако в имевших колонии Испании и Португалии промышленная революция не началась, зато успешно проходила в не имеющих колоний Пруссии, Швеции и США. Как полагает нобелевский лауреат по экономике Джон Хикс, главными факторами промышленной революции в Англии были следующие:
  • формирование институтов, защищающих частную собственность и контрактные обязательства, в частности, независимой и эффективной судебной системы;
  • высокий уровень развития торговли;
  • формирование рынка факторов производства, в первую очередь рынка земли (то есть торговля землёй стала свободной и была освобождена от феодальных ограничений);
  • широкое применение наёмного труда и невозможность использования принудительного труда в широких масштабах;
  • развитость финансовых рынков и низкий уровень ссудного процента;
  • развитие науки.
Как бы то ни было, но промышленная революция совершенно преобразовала мир. К концу девятнадцатого века океаны бороздили пароходы вместо парусников, пассажиры перемещались по Европе в поездах, а не на дилижансах, в промышленных районах дымили трубы крупных заводов, а не мелких мануфактур. Появились новые отрасли науки, обеспечивающие промышленное производство. Их называют техническими, или прикладными. В начале двадцатого века по дорогам помчались автомобили, в воздух взлетели самолеты, эфир заполнился электромагнитным излучением радиопередатчиков. Европейская цивилизация захватила практически весь мир. Так человек из Человека верующего превратился в Человека современного, для которого религия осталась лишь одним из многих его миров.
Мы встроены в эти несколько миров: физический, производственный, социальный, духовный и вымышленный. А инструментами влияния человека на эти миры являются наука, технология, политика, религия и искусство. Это несколько упрощенный взгляд. В действительности все эти инструменты влияния человека достаточно сильно переплетены. А часто они оказывают друг на друга взаимное влияние. Кроме естественных наук (астрономии, биологии, географии, геологии, физики, химии), с помощью которых человек описывает окружающий физический мир, и технических наук, занимающихся прикладными вопросами в интересах хозяйственной деятельности человека, возникли социально-гуманитарные науки, изучающие человека и общество в духовной, умственной, нравственной, культурной и общественной деятельности. Существует отдельная наука, изучающая политику – политология, науки изучающие искусство – искусствоведение, литературоведение и т. п. Религии изучает религиоведение, а церковь имеет свою науку – теологию, систематически излагающую и истолковывающую религиозное учение и догматы религии. Политикой называется процесс принятия решений в государственных учреждениях. Однако, политику можно наблюдать во взаимодействии между определенными группами людей и в корпоративных, и в академических, и в религиозных организациях, и в учреждениях культуры. Такова европейская цивилизация, и добилась она поразительных успехов благодаря конкуренции, инакомыслию, индивидуализму, демократии; благодаря иерархии общества, где на верху пирамиды находится человек, а ниже его общество, и еще ниже государство. Конфуцианское общество другое. Там венчает пирамиду государство, затем идет общество и в самом низу человек. Там царит уважение, коллективизм, подчинение старшим, дисциплина, стремление избежать конфликтов. Не исключено, что конфуцианское общество на каком-то этапе развития обгонит европейцев. Уже сейчас конфуцианские страны демонстрируют значительный прогресс. Они хорошо усваивают достижения европейской цивилизации. Не случайно Китай уже стал мировой фабрикой. Но вот изменить мир за 5 веков и перейти от средневековья к современности без посторонней помощи конфуцианским обществам не удалось. Иначе выглядит исламское общество. К 1400 году оно также во многом опережало европейцев. У мусульман выше всего стоит Ислам. Имеют значение семейные ценности, а вот государство особой ценности не представляет. Это общество также не смогло самостоятельно модернизироваться. Потому, что во главе всего стоит ислам. Отсюда наука – исламская, искусство – исламское, политика – исламская и жизнь исламская. Эта цивилизация застыла в средневековье. Поэтому у них и такая ненависть к Западу. Вряд ли в этом обществе возможна дискуссия на тему «наука и религия». Возможно, это связано с молодостью Ислама. Многие сравнивают исламский фундаментализм, с европейской Реформацией, а аятоллу Хомейни с Жаном Кальвином. Но, возможно, существуют и некоторые причины, заключающиеся в самом Учении. Поэтому вернемся к европейской парадигме и продолжим дискуссию в ней.

Несколько промежуточных выводов

Итак, что же всем этим я хотел сказать? Для того, чтобы начать дискуссию, я решил разобраться в проблеме всесторонне и поэтому провел это маленькое исследование. Вот какие основные выводы, которые я сделал на основании моих поисков.
1 Человек выделился из животного мира своим прямохождением, противопоставлением большого пальца руки, а главное большим мозгом, возникшим у предка человека совершенно неожиданно, как бы авансом. С тех пор человек учится использовать этот подарок и до сих пор не открыл все его возможности.
2 Одним из крупнейших достижений человека можно считать появление членораздельной речи и абстрактного мышления.
3 Человек жил во враждебном и полном тайн мире и не мог рационально объяснить его загадок. Поэтому с появлением речи и абстрактного мышления начал наделять окружающий его мир сверхъестественными мистическими свойствами. В его воображении возникали злые и добрые духи. Злых нужно было бояться. У добрых просить помощи. Отсюда всего один шаг до религии.
4 Уже в первых человеческих обществах охотников и собирателей существовали примитивные религии. Возникновение земледелия привело к появлению религий, связанных с циклическими природными явлениями: весенним пробуждением природы, выращиванием и сбором урожая и осенним увяданием. Религии начали отвечать на вопросы о происхождении вселенной и ее устройстве, о возникновении жизни на земле и появлении человека, о нормах поведения и конце света. Религиозные учения сопровождали мифы и сказания. Наука и искусство возникли как составные части религиозных культов.
5 Древние евреи переработали мифы различных религий под монотеистическую концепцию. В результате был составлен Ветхий завет, ставший основой Яхвизма и составной частью Христианства.
6 Древнегреческая цивилизация стала колыбелью европейской философии, искусства, литературы, математики, науки, медицины и нашего понимания политики. Наука и искусство выделились из религии и постепенно стали самостоятельными феноменами человеческой культуры.
7 После падения Западной Римской империи на целое тысячелетие Европа окунулась во мрак средневековья. Из старых имперских институтов сохранилась лишь церковь. Именно ей удалось сохранить греческую ученость, которую она приспособила для своих целей. Кроме того церкви удалось приобщить к Христианству варваров, поселившихся в пределах империи, а затем распространить свою религию и за ее пределы.
8 Примерно к 1400 году в Европе сложилась уникальная ситуация, которая в конечном итоге привела к современной цивилизации. В Европе начали происходить революционные изменения, и это стало возможным благодаря ее разнообразию. Первой на путь изменений вступила Флоренция, открыв эпоху Возрождения. Затем наступил черед Генриха Мореплавателя и Португалии, начавших Великие Географические открытия. Мартин Лютер сформулировал свою религиозную доктрину и начал в Европе эпоху Реформации. Реформация захватила Германию и другие страны Северной Европы.
9 Научная революция заложила начало современной рациональной науки. Начал ее поляк Коперник опубликованием своей гелиоцентрической модели Вселенной, а завершил первый ее этап англичанин Ньютон, заложивший механическую картину мира. Наука стала оспаривать у религии ее право отвечать на вопросы о сотворении мира и человека.
10 Французское Просвещение, немецкий Романтизм и британская Промышленная Революция завершили формирование европейского мировоззрения. В обществе началась секуляризация.
11 На протяжении тысячелетий религия оставалась основным источником рецептов, как поступать в различных ситуациях. Постепенно религия потеряла свои эксклюзивные возможности. Сложилась современная европейская цивилизация, в которой за различные стороны жизни стали отвечать различные сферы человеческой деятельности. Наука и религия стали независимыми, иногда конкурирующими, иногда дополняющими друг друга составными частями человеческой культуры.

Особенности Человека и человеческого общества, позволившие нам создать современную цивилизацию.

В предыдущих параграфах я рассмотрел формальные стороны развития человеческой цивилизации. Теперь я остановлюсь на вопросе, какие именно свойства Человека и человеческого общества позволили построить эту цивилизацию.
Первое из них лишено уникальности в животном мире. Оно перешло к нам от наших предков – приматов. Это способность создавать кланы. Согласитесь, что если бы мы были одиночками, как тигры, или медведи, то ничего б путного из нас не получилось. А так человечество прошло путь от мелких кланов (родов) – близких родственников, которые объединялись для совместной добычи пищи, защиты от зверей и подобных себе, для нападения на территорию соперников, к племенам, племенным союзам и, наконец, к государствам. Это свойство позволяет нам формировать церковные общины и научные школы, партии и творческие коллективы, общественные организации и клубы по интересам, мафиозные группировки и банды (последние две, к большому сожалению). А там, где есть группировки, есть и соперничество между ними. Не всегда это соперничество проходит мирно. Свидетельство тому вся мировая история. Способы управления кланами и организация взаимодействия между ними постепенно переросли в политику.
Человеческие кланы держатся на доверии. В данном случае доверие я понимаю, как готовность действовать в соответствии с правилами игры, неважно как они называются – законы, обычаи, традиции, сакральные заповеди и т. д. При расчете движения космического корабля мы доверяем уравнениям движения твердого тела, выведенным до нас, и не проверяем их правильность. Мы пользуемся учебниками, справочниками и энциклопедиями, в которых собраны знания, полученные другими людьми. В развитых западных обществах люди доверяют государству. Именно такие государства, где высок уровень доверия добились наибольших успехов. Предельный случай доверия – абсолютное доверие считается верой (например, вера в Бога).
Второе свойство, которое сделало человека Человеком, выделяет нас из животного мира. Это свойство – способность принимать решения в условиях неполной информации. При этом человек пользуется так называемой нечеткой логикой. Приведу пример. Многим, наверное, знакома ситуация, когда в неустойчивую погоду решаешь, брать ли с собой зонт. В классической логике эта задача формулировалась бы так: если будет дождь, то нужно брать зонт. Но в реальной ситуации, конечно, если дождь уже не идет, а на небе светит солнце, начальное условие становится нечетким. Дождь то ли будет, то ли нет. Конечное утверждение также не совсем однозначное. Во-первых, вместо зонта можно взять плащ. Во-вторых, если зонт будет сильно мешать, то можно либо переждать дождь, где-нибудь под крышей, либо рискнуть и надеяться на то, что дождь вас не сильно намочит. При этом, вероятность того, что будет дождь не известна. А если он все-таки будет, не ясно, понадобиться ли вам зонт, или вы в это время будете где-то под крышей. С точки зрения классической логики задача не разрешима. Но люди ее как-то решают. Конечно, часто носят зонт зря, иногда мокнут, но в абсолютный тупик эта проблема человека не ставит. Бывают и радикальные решения. Одна девочка у нас в школе носила зонт всегда. Она просто переформулировала задачу следующим образом: если идешь в школу, то нужно брать зонт. Возможно, она очень боялась промокнуть. А чтобы окружающие не видели, что она носит зонт, эта девочка купила тубус и носила зонт в нем. Другое радикальное решение изобрел мой сосед. Он просто отказался от решения проблемы, а мне заявил, что он никогда не берет с собой зонт, у него его даже нет. Промокну, так промокну, говорил он.
Ситуации, подобные приведенной выше, возникают в нашей жизни часто. Мы их даже не замечаем и не считаем чем-то таким уж необычным. Поэтому рассмотрим другой пример. Следователь расследует убийство. Собака взяла след человека, который в какой-то момент находился в месте преступления. Собака не умеет «работать» в условиях нечеткой логики. Перед ней стоит задача: если по запаху она найдет человека, то нужно его облаять, а в случае, если тот бросится бежать, задержать его. Классическая логическая задача. Если след вдруг прервется, собака окажется в тупике. Она, конечно, узнает человека, которому принадлежал представленный ей запах, но для этого ей нужно встретить этого возможного преступника, что маловероятно. Но следователь (конечно если он не представитель советской школы) не опускает руки. Он понимает, что человек, след которого потеряла собака, может и не иметь к преступлению никакого отношения. Детектив собирает отпечатки пальцев, ищет оружие преступления. Он обращает внимание на «почерк» преступления (возможно похожие преступления уже фиксировались). Кроме того, следователь знает, что большинство убийств совершаются по каким-то мотивам. И возможно близкими, или знакомыми людьми. Он расследует все возможные связи пострадавшего и с некоторой вероятностью достигнет успеха. Иногда следователю удается собрать неопровержимые доказательства, но, когда таких данных не достаточно, ему помогает интуиция. Интуиция – один из главных «инструментов» человека при решении проблем в условиях неполной информации. Деятельность детектива очень похожа на работу ученого, только вместо поиска преступника ученый ищет решение какой-то загадки природы. И очень часто интуиция помогает ученому при поиске истины.
Другим важным «инструментом» человека, помогающим решать проблемы при неполной информации является озарение. Это – интеллектуальное явление, суть которого в неожиданном понимании стоящей проблемы и нахождении её решения. Всем знакомо знаменитое высказывание Архимеда: «Эврика!» (буквально «нашел!»), по случаю открытия им гидростатического закона. Если человека, обладающего богатой интуицией, называют талантливым специалистом (инженером, ученым, детективом), то человека, у которого хотя бы однажды было Озарение (здесь я употребляю большую букву «О», чтобы выделить эпохальные научные озарения, пришедшие в голову ученому), принято считать гением. Благодаря интуиции и озарению в человеческом обществе возможен прогресс. Благодаря этим свойствам возникли и успешно развиваются науки и технологии.
Озарение – это характеристика человеческого мышления, при котором решение достигается путем мысленного постижения целого, а не в результате анализа. В этом смысле озарение является неотъемлемой частью гештальтпсихологии (от нем.  Gestalt — целостная форма или структура), первичными данными которой являются целостные структуры (гештальты), в принципе не выводимые из образующих их компонентов.
Выступая против выдвинутого психологией принципа расчленения сознания на элементы и построения из них сложных психических феноменов, гештальтпсихологи предлагали идею целостности образа и несводимости его свойств к сумме свойств элементов. По мнению этих теоретиков, предметы, составляющие наше окружение, воспринимаются чувствами не в виде отдельных объектов, а как организованные формы. Восприятие не сводится к сумме ощущений, а свойства фигуры не описываются через свойства частей. Собственно гештальт являет собой функциональную структуру, упорядочивающую многообразие отдельных явлений. Приведу следующие примеры: мы узнаем однажды услышанную мелодию, даже если ее транспонировали на несколько тонов и сыграли на другом инструменте; мы узнаем на рисунке кошку, даже если она нарисована схематически несколькими штрихами. Распознать гештальт – чисто человеческое свойство. Распознавание образов широко распространенная способность и в животном мире. Животное узнает себе подобного, может выделить членов стаи, или самку, готовую к спариванию, определить съедобный объект, но только человек способен узнать знакомый пейзаж на картине, или человека на фотографии. Благодаря таким способностям человека возникло искусство и очень важный в науке инструмент – моделирование.
Современной наукой, начиная с середины прошлого века, предпринимаются попытки создания искусственного интеллекта (и даже искусственного разума). Но пока значительных успехов в этом вопросе наука не достигла. Есть сомнение, что это в принципе возможно. Так знаменитый английский физик Роджер Пенроуз считает, что невозможно получить процесс мышления на основе формальных систем. Ведь искусственный разум будет лишен тех эмоций, которые испытывает человек, в условиях борьбы за свое индивидуальное выживание. А, судя по всему, именно человеческие эмоции и являются той отличительной особенностью нас как от других живых существ, так и от технических систем искусственного интеллекта.
И, наконец, еще одна особенность прогрессирующего современного общества – умение во всех областях человеческой деятельности найти удовлетворительное соотношение между консервативными и новыми взглядами. Традиционные человеческие общества были консервативны. Новшества там появлялись очень редко. Поэтому такие общества на протяжении веков и даже тысячелетий не менялись. Трудно себе представить общество, которое отрицает все традиции, и абсолютно во все стороны человеческой жизни вносит нововведения. Даже большевики, пытавшиеся провести подобный эксперимент, вынуждены были остановиться перед «консервативным» институтом семьи, который им так и не удалось разрушить. Оптимизация соотношения между консервативным и новым характерно для всех биологических систем. Считается, что в процессе эволюции все изменения сначала опробуются на мужских особях, а уже затем закрепляются на женских.
Так и в человеческом обществе. Наиболее консервативным институтом является церковь. Потому, что церковь проповедует наиболее устойчивые человеческие ценности: веру, мораль. Наименее консервативно искусство. Искусство воздействует на эмоции. Чтобы воздействовать на эмоции современного человека, живущего в информационном обществе, ему нужно предлагать все новые и новые, все более разнообразные произведения искусства. Поэтому здесь чаще всего возникают новые направления и стили, предлагаются новые взгляды. В науке очень важно соотношение нового и консервативного. Вся ее история связана с революционными открытиями, коренным образом изменявшими взгляды ученых, а затем расширением и закреплением новых знаний.
Казалось бы, все расставлено по полочкам. Религия отвечает за свои вопросы, наука – за свои, искусство – за свои и т. д. Но следует вспомнить, что еще несколько веков назад на все вопросы отвечала религия. Наука постепенно отвоевывала у религии свою область компетенции. Но существует несколько основополагающих проблем, по которым у науки и религии имеются свои взгляды, на которых они настаивают. Вот эти проблемы: возникновение Вселенной, возникновение жизни на Земле, происхождение Человека. Кроме того наука и религия пользуются разной методологией своих доказательств. В основе научных доказательств лежит опыт. В основе религиозных – вера. Вот, как я понимаю, основные вопросы дискуссии на тему «Наука и религия». А, кроме того, есть еще один вопрос: где проходит граница между наукой и религией и есть ли она?

Комментариев нет:

Отправить комментарий