вторник, 27 мая 2014 г.

Наука и религия. Часть I

Наука и религия

Введение

Я много раз начинал писать эту статью, но всякий раз бросал начатое. Меня не устраивало то, что появлялось на экране компьютера после моих трудов. «Наука и религия» – тема неисчерпаемая, достойная исследований и монографий. Однако дилетанту по этому вопросу трудно написать даже несколько абзацев. Вот и получалось надуманно, тяжеловесно и не о том. А что, если тему расширить. И рассмотреть ее не в «статике», а в «динамике»… В процессе эволюции человеческого общества… От самых истоков, с самого начала… И назвать, например, «Человек, общество, наука и религия в истории человечества»?.. Или еще шире: «Человек, общество, наука, религия, политика, искусство в процессе эволюции человеческого общества».
И я решил начать с начала, а кроме того воспользоваться наследием классиков. Как там, у Иоанна Богослова в Евангелии: «В начале было Слово…».
В греческом варианте это звучит так: «Ἐν ἀρχῇ ἦν ὁ Λόγος». Кирилл и Мефодий греческое понятие «Логос» перевели как «Слово»: «В началѣ бѣ слово». Откуда оно перекочевало и в современный язык. Понятие «Логос» многозначно. Это – «слово» и «речь», с одной стороны; «смысл», с другой; и, наконец, «разум». Логос – основополагающий философский и религиозный термин. В высказывании «В начале было Слово» под «Словом» (Логосом) богословы подразумевали и закон всемирного развития, и некую Высшую Силу, управляющую миром. А я попытаюсь взглянуть на это высказывание с человеческой (гуманитарной) точки зрения.

Появление Человека разумного

Предки человека выделились из семейства гоминидов восемь миллионов лет назад. Вся история Человека это – борьба за выживание в условиях тяжелого климата. И наши предки, как показывает современное многочисленное население Земли, с этой задачей успешно справились. За эти семь-восемь миллионов лет в их развитии произошло несколько эпохальных изменений, которые и сделали нас людьми. Обычно выделяют так называемую «гоминидную триаду».
1. Первое изменение, наиболее повлиявшее на наш облик, это - изменение стопы и связанное с этим прямохождение (бипедализм). Принято считать, что это изменение произошло в связи с резким изменением климата, а именно, наступлением очередного ледникового периода (восемь миллионов лет назад началось глобальное похолодание, продолжавшееся несколько миллионов лет). При этом резко уменьшились площади тропических лесов и обитатели этих лесов, в том числе и предки Человека, вынуждены были приспосабливаться к жизни на открытых пространствах саванны. Однако, обилие быстро передвигающихся зубастых зверей на открытых пространствах не делали передвижение на двух ногах более безопасным. Кроме того в подобных условиях оказались и другие приматы, например, предки бабуинов, но они не перешли к бипедализму, а научились быстро перемещаться на четырех конечностях, что с успехом делают и современные бабуины. Некоторые ученые предполагают, что прямохождение обеспечивало охлаждение мозга. Однако мозг первых прямоходящих гоминидов по размеру ничем не отличался от мозга шимпанзе и не требовал дополнительного охлаждения. Еще одна идея связана с тем, что в вертикальном положении можно высвободить руки и с помощью палки, или другого орудия отгонять хищников.
2. С последней идеей связано второе изменение в облике человека – противопоставление большого пальца руки, что позволило выполнять с помощью рук тонкие манипуляции. Прямоходящий человек с измененной кистью добился больших успехов. Так Homo habilis, или человек умелый, появившийся на Земле 2,5 миллиона лет назад, умел делать довольно сложные орудия из камня. А человечество, в конце концов, научилось выполнять массу разнообразных работ от создания грандиозных строений, до тонких ювелирных изделий. Следует отметить, что прямохождение каким-то образом повлияло на изменение гортани человека, что дало возможность произносить различные звуки и в конечном итоге привело к появлению речи.
3. 2,5 миллиона лет назад началась эпоха, представляющая собой своеобразную климатическую мельницу (Стивен Оппенгеймер «Изгнание из Эдема»), когда холодные ледниковые периоды чередовались с потеплениями. Такие климатические скачки продолжались до последнего ледникового периода, максимум которого имел место 18 тысяч лет назад. Именно 2,5 миллиона лет назад начались коренные изменения, произошедшие с нашими предками. Третье изменение, входящее в «гоминидную триаду» оказалось самым неожиданным. Каких-нибудь правдоподобных причин этого изменения пока никто не привел. Произошло оно около миллиона лет назад (конечно, это произошло не мгновенно, а за несколько сотен тысяч лет). В эту эпоху у предков человека неожиданно произошло значительное увеличение мозга (в 2,5 раза). С точки зрения Дарвиновской теории в поведении наших предков должны были быть какие-то изменения, обуславливающие их способность адаптироваться к каким-то внешним факторам, например, изменению климата, которые и способствовали значительному увеличению мозга. Но таких изменений не было. Получается, как будто Человек получил большой мозг авансом, а уже потом начал учиться его использовать (нужно отметить, что учится до сих пор). Все это очень похоже на «избранность» Человека. Но и это не совсем так. Дело в том, что миллион лет назад увеличение мозга произошло у всех шести видов гоменидов, принадлежащих к ветвям Homo и Paranthropus. А эти две ветви разошлись как раз 2,5 миллионов лет назад. Возможно, что уже тогда у предков этих ветвей возникли предпосылки для последующего роста мозга, который произошел только спустя 1,5 миллиона лет. В ходе дальнейшей эволюции возникали новые виды ветви Homo. Они расселились из Африки в Европу и Азию. Среди них были и неандертальцы, которые на протяжении сотен тысяч лет населяли Европу и западную Азию. И, наконец, двести тысяч лет назад в Африке появился наш предок – Человек разумный. В дальнейшем он заселил весь земной шар и вытеснил с планеты все другие виды человека.
У меня не было цели в настоящей статье рассматривать теорию эволюции, теорию катастроф, креационизм, или другие теории происхождения Человека. Это небольшое отступление я сделал для того, чтобы показать, что на Земле сотни тысяч лет назад появился прямоходящий Человек с развитыми кистями, способными держать различные инструменты, и большим мозгом, который позволит ему в будущем создать то, что мы называем человеческой цивилизацией.
Получив огромный мозг Человек начал учиться его применять. Одним из важнейших достижений Человека в этот период можно считать появление членораздельной речи. Анатомические изменения, заключающиеся в опущении гортани и подъязычной кости, произошли, судя по всему, благодаря прямохождению. И Человек смог произносить различные звуки. В дальнейшем он стал использовать эти возможности для передачи разнообразных сигналов своим соплеменникам. Поначалу это были сигналы опасности, команды во время совместных действий, например, охоты. Эти сигналы усложнялись, превращались в первые слова, обозначавшие окружающие предметы и явления. Язык постоянно усложнялся. Возникла возможность с его помощью передавать, воспринимать и запоминать информацию. Кроме того язык стал инструментом мышления и воображения. Наконец, возникло абстрактное мышление, которое подразумевает оперирование абстракциями, например, «человек», «число пять», «дерево», в отличие от конкретных: «Вася», «пять яблок», дуб. Если бы не было языка, а в нем абстрактного числа «пять», то нельзя было бы в принципе мысленно оперировать числом «пять вообще», поскольку в окружающем нас мире не существует такого понятия, как «пять вообще». Есть «пять человек», «пять яблок», «пять деревьев». Поэтому формирование абстрактного мышления, очевидно, происходило одновременно с формированием языка и благодаря языку. Когда человек научился говорить не ясно. Анатомически уже неандерталец мог говорить. Но говорил он, или нет, мы, скорее всего, никогда не узнаем. Но наш предок, человек разумный, скорее всего, говорил с момента своего появления 200 тысяч лет назад.

От Человека разумного к Человеку верующему

И этот думающий, говорящий и воображающий Человек жил во враждебном полном тайн мире. Многое из окружающего он не мог постигнуть и наделял его сверхъестественными мистическими свойствами. А отсюда уже один шаг до «священного». В непонятном мире хаоса человек должен был опираться на что-то истинное, настоящее, священное.
Как написал в своей трехтомной монографии «История веры и религиозных идей» Мирча Элиаде: ««Священное» входит в саму структуру сознания, а не представляет некую стадию его истории… На самых архаических уровнях культуры жить, как подобает человеку, — само по себе есть религиозное действо, потому что принятие пищи, половые отношения и труд имеют сакральную ценность. Другими словами, быть — а еще вернее, стать — человеком означает быть «религиозным». Человек оставался абсолютно религиозным на протяжении всех тысячелетий вплоть до возникновения рациональной науки и внедрения ее достижений в сознание масс, т. е. фактически до XIX века. Только в новейшее время атеизм становится ведущей концепцией в европейском мировоззрении.
В доисторические времена религия стала основным элементом человеческой культуры. Наряду с технологиями изготовления орудий и методами ведения собирательства и охоты. Но и эти технологии и методы сакрализировались. Наряду с первыми религиозными представлениями возникли мифы, ритуальные танцы и песни, а также ритуальные изображения. Эти начальные проявления искусства также служили религии. Так древние охотники считали охоту священным действием. Они просили у Бога зверей разрешить им убить животное, а потом оставляли в определенном месте (очевидно, священном) кости убитого животного для того чтобы Бог зверей нарастил на них мясо нового животного. Проводились различные ритуалы, связанные с охотой. Для определения их сроков понадобился некоторый календарь. Люди заметили особое «поведение» Луны, заключающееся в чередовании ее фаз. Так появился лунный календарь. И это было возможно первым научным достижением Человека. Археологи неоднократно находили на очень древних стоянках человека серии из 28 одинаковых камней, скорее всего, служивших для расчета лунных фаз (а, возможно, и для определения месячных у женщины). Таким образом, наука, как и искусство, появились как составные части религии. И были таковыми на протяжении многих веков.
Несколько тысяч лет назад на земле появилось сельскохозяйственное производство. Оно сильно изменило жизнь людей. Как пишет Даймонд Джаред в книге «Ружья, микробы и сталь. Судьбы человеческих обществ»: «Есть регионы, где производство продовольствия возникло абсолютно независимо, где было одомашнено множество эндемичных растений (и в некоторых случаях животных) до проникновения каких-либо культур и домашних животных извне. Существуют только пять регионов, чей статус родины сельского хозяйства на сегодня подтвержден основательно и всесторонне: Юго-Западная Азия, также известная как Ближний Восток или Плодородный полумесяц; Китай; Мезоамерика (термин, относящийся к центральной и южной части Мексики и прилегающим частям Центральной Америки); южноамериканские Анды, возможно, вместе с близлежащим районом бассейна Амазонки; наконец, восток Соединенных Штатов». В другие регионы земледелие пришло от соседей. В некоторые места (например, Австралию) оно попало только с европейскими колонистами. Австралийские аборигены так и не смогли одомашнить какие-либо растения и животных и остались обществом охотников и собирателей до появления европейцев. Это произошло потому, что в Австралии не оказалось достойных претендентов на одомашнивание, а не из-за «отсталости» аборигенов.
Появление земледелия вызвало возникновение новых культов, связанных с сезонным развитием растений. С возникновением (рождением), увяданием (смертью) и новым возрождением. Основными сюжетами архаических религий стали сотворение вселенной и человека (космогония и антропогония); сотворение и борьба Богов; уничтожение Богами человечества за грехи (зачастую с помощью потопа); устройство Вселенной (космология); правила жизни человека, включая жертвоприношения, обряды, а иногда и мораль; смерть и существование после смерти. Космогоническая парадигма часто строилась на жертвоприношении. Жертва нужна для возрождения мира. В жертву может приноситься и Бог. Это характерно для земледельческих религий. Благодаря жертве мир возрождается (весна) и поля снова дают урожай. Жертвоприношения широко используется в яхвизме. Интересно, что отголоски этих традиций есть и в христианстве. Здесь Бог-отец приносит Иисуса Христа в жертву ради спасения человечества.
Традиционные религии возникали, развивались, достигали эпохи рассвета, вытеснялись другими религиями. Для традиционных религий был характерен синкретизм. Так многие мифы кочевали из религии в религию, видоизменялись, приспосабливались к новой традиции. Многие мифы, возникшие еще у шумеров, а возможно и значительно раньше. Через аккадские, вавилонские, ханаанские мифы попали в яхвизм. Это относится и к широко известному у многих народов мифу о потопе, который упоминается еще в сказании о Гильгамеше. Говорят, что древние евреи не придумали ни одного мифа. Их заслуга заключается в том, что они приспособили эти мифы к монотеизму. Далее эти мифы стали составной частью христианства (ветхий завет).
В лоне религии развивались и религиозно-философские учения. Две самые знаменитые философские системы были созданы индоевропейскими народами: индийская и греческая философии. Эти философские практики тоже можно считать научными теориями, которые появились как составные части религий.
Развитие религий, их взаимопроникновение приводили и к развитию обществ. Там же где религии консервировались в каком-то состоянии, и общество застывало на целые тысячелетия. Это характерно для Египта, который был достаточно изолирован от других культурных областей. Египетская религия достигла своего расцвета и застыла в этом состоянии. И египетское общество застыло в неизменном состоянии на пару тысяч лет. Только нападение гиксосов и неудавшаяся монотеистическая революция Эхнатона слегка взбудоражили египетское общество. Египетский пример остро ставит вопрос о соотношении нового и традиционного в религии и человеческой культуре в целом. От этого соотношения очень многое решалось в судьбе стран и народов. Одни из них выходили на первые роли, другие переживали упадок, попадали в зависимость и исчезали в небытие.

Возникновение европейской цивилизации

В середине первого тысячелетия расцвела греческая культура. Если мы задумаемся об истоках наших философии, искусства, литературы, математики, науки, медицины и нашего понимания политики, нам придется признать, что всеми этими интеллектуальными достижениями мы обязаны Древней Греции.
Греки не занимались наукой в нашем понимании. Они любили красивые идеи. Одной из таких идей стала геометрия. Греки ввели основные понятия геометрии: точка имеет положение в пространстве, но не имеет величины; линия имеет длину, но не имеет ширины; отрезок прямой линии это – кратчайшее расстояние между двумя точками, параллельные линии никогда не пересекаются. На основании этих простых положений можно построить весь курс школьной планиметрии.
Греков привлекала простота и логическая стройность геометрии. Они занимались ею не только в практических целях, например, чтобы рассчитать площадь поля, но и с целью объяснения основных законов мироздания. Они считали, что все сложные процессы, происходящие в окружающем их мире, объясняются просто и логично, как в геометрии. Они думали, что если напрячь ум и хорошенько подумать, то можно прийти к правильному ответу. Поэтому всю их науку можно назвать системой вдохновенных догадок. Один греческий философ сказал, что все в мире состоит из воды, и это показывает, насколько сильно греки стремились свести все к простому объяснению. Другой философ сказал, что все состоит из четырех элементов: земли, огня, воздуха и воды. Еще один философ говорил, что все состоит из мельчайших частиц, которые он назвал атомами – и, как выяснилось впоследствии, оказался прав. Он высказал вдохновенную догадку, к которой мы вернулись только в XX веке.
   Древние греки часто ошибались в своих предположениях, причем довольно сильно. Их предположение, что в основе всего лежат логические и математические объяснения, тоже могло оказаться ошибкой, но оказалось правдой. Это величайшее наследие древних греков, которые они передали европейской цивилизации. Когда четыреста лет назад, через две тысячи лет после древних греков, появилась наука в современном понимании, она начала ставить под сомнения главные постулаты древнегреческой мысли, пользовавшиеся до тех пор авторитетом. Но при этом она не отказалась от стремления древних греков находить простые, логические и математические объяснения.
Греки отошли от мистицизма, привычного для восточных деспотий, доминировавших в то время, и сформулировали понятия Хаоса и Космоса. Все начиналось с Хаоса, но волей богов пришло в состояние упорядоченного Космоса, который можно описать.
Как получилось, что в Древней Греции появились первые ученые, наследием которых мы пользуемся и имена которых мы помним до сих пор не ясно, но они стали основоположниками науки. Не случайно Геродот считается отцом истории, Эрастофен – географии. Нам также известны его работы в области математики, геодезии, астрономии. Мы знаем о «клятве Гиппократа». А кто не учил в школе закон Архимеда и теорему Пифагора. Я уже не говорю о Сократе, Платоне и Аристотеле, имена, которых знакомы всем…
В период своего расцвета Древняя Греция состояла из маленьких «городов-государств». Именно в этих маленьких государствах впервые возникло понятие демократии. Это была не представительная демократия, как сегодня – никто никого не выбирал членом парламента. Все мужское население города собиралось в определенном месте и обсуждало общественные дела, принимало голосованием законы и решало политические вопросы. Именно в Греции впервые появились понятия политики и демократии.
Древние греки создали замечательные образцы литературы, драматургии, скульптуры, зодчества. Нам известны «Илиада» и «Одиссея» Гомера, трагедии Еврипида, скульптуры Фидия и Праксителя, Парфенон Иктина и Калликрата.
Со временем римляне создали огромную империю, включившую в себя и Грецию. Римляне воевали искуснее греков. Они лучше составляли законы, с помощью которых управляли своей империей. Римское право явилось образцом или прообразом правовых систем многих других государств. Римляне превосходили греков в строительстве и в инженерных сооружениях. Во всем остальном они признавали авторитет греков и копировали их достижения. Мы говорим об этой эпохе в Средиземноморье, как о греко-римской цивилизации.
Я достаточно подробно остановился на культуре Древней Греции и Рима потому, что она стала одним из элементов, лежащих в основе европейской цивилизации. А европейская цивилизация уникальна тем, что она оказала основополагающее влияние на мир. Сегодня все страны мира пользуются научными достижениями и разработанными с их помощью технологиями, а ведь наука – это европейское изобретение. И рассматривать тему «Человек, общество, наука, религия, политика, искусство…» я собираюсь именно в контексте европейской цивилизации. В контексте христианской религии, европейской науки, искусства и европейской политической организации.
Вторым элементом, лежащим в основе европейской цивилизации, является Христианство. Древние греки и римляне верили в существовании целого множества богов. Древние евреи верили в существовании только одного Бога. Для той эпохи это было необычное воззрение. Евреи к тому же считали, что один-единственный Бог заботится, прежде всего, именно о них и что они принадлежат к богоизбранному народу. В обмен на такую привилегию евреи были обязаны соблюдать закон Божий. В основу этого закона были положены десять заповедей, данных евреям Моисеем. Христиане сохранили эти десять заповедей, которые стали главным моральным критерием европейского общества.
Хотя евреи и считали себя избранным народом, жизнь их была далеко не идеальной. С ними часто случались различные бедствия. Их завоевывали, изгоняли и брали в плен, но при этом они не только не сомневались в существовании Бога, а верили, что он о них заботится. Каждый раз, как случалось какое-нибудь несчастье, они приходили к мысли, что это кара за то, что они разгневали Бога, не выполняя, как следует, его законы. Поэтому в иудаизме, как и в христианстве, мораль и религия тесно переплетены, что наблюдается далеко не всегда.
Иисус, основатель христианства, был иудеем, и все его последователи тоже были иудеями. Иисус очень хорошо знал иудейский Закон и предание иудеев. На них основывалось и его собственное учение. Отчасти оно подводило краткий итог всей этой идеологии и обращало внимание на ее главные положения. Иисус расширял древние моральные предписания, делал их очень требовательными и, казалось бы, почти невозможным для исполнения. Например, любовь к врагам, о которой Иисус говорил в Нагорной проповеди. Это трудно себе даже представить.
Последователи Иисуса верили, что он был сыном Бога. Верили, что Бог пожертвовал своим сыном ради спасения человечества от проклятия за первородный грех, из-за которого в мир пришло зло. Они утверждали, что если поверить в Христа, то можно спастись, и после смерти человек не будет приговорен к мучениям в аду, а будет находиться вместе с Богом на небесах.
Среди последователей Иисуса возник спор, для кого предназначена эта религия. Многие считали, что для иудеев – нужно быть иудеем, чтобы стать христианином. Но победила другая точка зрения, которая утверждала, что христианство совершенно новая религия и чтобы стать христианином не обязательно выполнять все строгие требования иудаизма (включая обрезание). Считалось, что Христос освободил своих последователей от них потому, что учение о любви превосходит все ограничения закона. Такого мнения придерживался апостол Павел. Именно Павел сказал, что новая религия должна быть для всех. Так что с этого момента христианство стало всемирной религией, и через триста лет оно распространилось по всей Римской империи. Христианство стало вторым элементом, который лег в основу европейской цивилизации.
Симбиоз греко-римской культуры и христианства складывался нелегко. Обычно веротерпимые римляне враждебно отнеслись к христианству. Христиане не желали приносить подношения императору (нужно было бросить щепотку соли в костер перед статуей императора), объясняя это тем, что поклоняться нужно одному единственному Богу, а император им не является. Кроме того христиане не хотели служить в армии и поэтому считались бунтовщиками, которых надо уничтожать. Но неожиданно произошло чудо – в 313 году император Константин принял христианство. Еще через пятьдесят лет другой император запретил все другие религии. Христианство стало единственной официальной религией Римской Империи. К этому времени уже существовала целая церковная иерархия: священники, епископы, архиепископы, папа. Таким образом, Римская Империя стала христианской.
Но не успели римляне освоиться с возникшим симбиозом, как на империю напали германские варвары. Варвары не имели письменности, верили в языческих богов и смысл жизни находили в битвах. Они нарушили управление, торговлю, хозяйство. На самом деле они не собирались уничтожать империю. Они хотели поселиться на ее территории и пользоваться всеми ее преимуществами. Но их оказалось так много, что, в конце концов, императору не осталось чем управлять, и Римская Империя перестала существовать. На ее осколках варвары создали свои маленькие нестабильные королевства, которые постоянно воевали друг с другом. Из римских институтов только церковь пережила это нашествие. Церковь к этому моменту была своеобразным государством в государстве. Римский папа правил параллельно с императором, контролируя всю иерархию нижестоящих церковных постов. Пришедшим варварам удалось навязать мысль, что они убьют больше врагов и добудут больше добычи, если станут христианами. Так и произошло. Варвары вскоре приняли христианство и стали поддерживать христианскую церковь, глава которой находился в Риме. Германские варвары, пришедшие в Рим и принявшие христианство стали третьим элементом европейской цивилизации.
До сих пор я излагал общепризнанную версию формирования европейской цивилизации из трех перечисленных выше составных элементов. Но мне кажется, есть и четвертый, точнее первый, самый ранний хронологически. Дело в том, что большинство современных европейцев носят в себе гены одного народа, имени которого мы не знаем и называем индоевропейцами. Они жили несколько тысяч лет назад в северном Причерноморье, а потом расселились по всей Европе и проникли далеко в Азию. Их потомки оказались удивительно терпимыми к инакомыслию и легко воспринимали демократию. Только у потомков индоевропейцев на протяжении многих веков прослеживается стремление к демократическому устройству. Это и вечевая демократия у древних славян; и демократическое управление греческих городов; и Римская республика; и средневековые республики в Северной Италии; и Новгородская республика на славянском севере; и самоуправление Ганзейских городов в Германии; и республиканское устройство Речи Посполитой; и Казацкая республика на Запорожской Сечи... Не удивительно, что демократия довольно успешно привилась в Индии, где живут индоевропейские переселенцы.
Церковь не имела своей системы образования и своих ученых. Поэтому, несмотря на протесты некоторых своих членов, вынуждена была сохранить греко-римскую ученость. Так в недрах церкви удалось сохранить многое из наследия античных цивилизаций. Что-то из наследия древних (особенно это касалось научных теорий) сохранили арабы. Уже от них знания вернулись в Европу.
Германские королевства, возникшие на территории Римской империи, долго воевали между собой и только через несколько веков начали формироваться границы таких государств как Франция, Англия, Испания. Центральная власть в этих обстоятельствах была не прочной. Зачастую королям не удавалось даже собирать налоги. Королям нужна была поддержка, и они начали наделять землей своих ближайших соратников. Так возникла знать. В случае войны короли требовалось войско, людей в которое им должны были присылать представители знати. Но они теперь рассматривали выданные им земли как свою собственность и поэтому сами решали, сколько и каких воинов посылать королю, и на какие цели. Короли, конечно, хотели упрочить свою власть, но учитывая шаткость своего положения, так никогда и не смогли покуситься на некоторые институты. Одним из них был институт частной собственности. Поэтому европейские короли никогда не превратились в деспотов, подобных восточным, которые не задумывались, когда им нужно было забрать чью-то собственность. В европейских же монархиях, даже когда они назывались «абсолютными», такого никогда не было. Фраза «Не все принадлежит королю» как нельзя лучше выражает европейское отношение к власти. На основе права собственности выросло представление о правах человека, основополагающее европейское понятие. Европейские короли были слабы и постоянно нуждались в поддержке. Для этого они постоянно созывали собрания землевладельцев, чтобы заручиться их поддержкой и выслушать их рекомендации. На основе этих собраний возникли парламенты. У феодальных королей не хватало сил управлять городами. Поэтому они позволяли городам самим заниматься своими делами и требовали только уплаты налогов. В городах избирали совет и бургомистра. Так возникло городское самоуправление. Одна из самых известных систем городского права называется Магдебургским правом. Кроме того, власть римской церкви и власть государства были отделены друг от друга, что серьезно препятствовало монархам добиваться ничем не ограниченной власти.
Став христианами, германские воины не изменили своих взглядов. Они превратились в рыцарей, которые находили удовольствие в битвах и гордились своей военной доблестью. Но приняв их в свое лоно, церковь должна была согласиться на войны, хотя бы справедливые. Такими были войны с неверными. Церковь привлекала рыцарей для участия в крестовых походах, а те в свою очередь считали для себя почетным в них участвовать. Посвящение в рыцари проходило в ходе религиозной церемонии, после которой рыцарь отправлялся совершать подвиги. Рыцарь был защитником слабых и особенно женщин. Представление о том, что женщин надо защищать пустило в европейской традиции глубокие корни и после исчезновения рыцарства стало считаться обязанностью мужчины, наследника рыцарей.
На протяжении всего средневековья церковь занималась сохранением древних книг. Этим занимались переписчики. Иногда они не понимали, что переписывают, откуда и многочисленные ошибки. Несмотря на «языческую» сущность этих книг, христианская церковь, произвольно переставляла фрагменты, использовала, необходимы ей элементы этих книг. Но поскольку авторитет церкви был очень высок, этого никто не замечал. В процессе этой «работы», возможно, возникали и фальсификации.
Написанное о падении Римской империи, касается западной римской империи, с центром в Риме. Восточная римская империя, с центром в Константинополе, просуществовала еще тысячу лет. На нее также совершали походы варвары. Но в данном случае это были не только германцы, а гунны и славяне. Некоторые из них расселились на территории империи и начали создавать там свои государства. Другие славяне создали свои государства за пределами империи. Но Восточная Римская империя (Византия) сохранилась. Поэтому процессы, которые происходили в восточной Европе, отличались от процессов, проходивших в западной. Христианство в восточной и западной части Европы развивались самостоятельно. И в 11 веке церковь раскололась на восточную (православную) и западную (католическую) церкви. С 13 века часть восточной Европы попала под влияние Золотой Орды. Юго-восточную Европу в начале 15 века захватила Османская империя. Центральная Европа культурно вошла в состав Западной Европы. Это еще больше разделили восточную и западную религию и культуру.
Так прошла тысяча лет. В 1400 году в центре всей европейской жизни стояла Христианская церковь. Она была непререкаемым авторитетом. Кажется, что так будет всегда. Вот как об этом пишет Джон Херст (Кратчайшая история Европы): «В центре этих (европейских) процессов находится церковь, на которую и опирается вся конструкция. Ученость стала христианской, рыцари стали христианскими, весь мир стал христианским». Но вдруг начало что-то меняется и Херст продолжает: «Примерно после 1400 года этот странный союз начинает разваливаться, и зарождается то, что историки называют современностью».

Комментариев нет:

Отправить комментарий